aif.ru counter
28.11.2008 10:08
107

77 бед - один ответ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. АиФ в Украине 26/11/2008

Шесть лет назад в ту «черную» субботу семья Козаков потеряла на аэродроме «Скнилов» 24-летнего Григория, подающего надежды спортсмена. Причиной смерти парня, по заключению медиков, стало «разрезание тела на уровне живота».

Как это было


ЛЕТНАЯ часть, принимавшая участие в военно-спортивном празднике, посвященном 60-летию 14 Воздушной армии ВВС Украины базировалась на аэродроме под Житомиром, в Озерном. В день вылета на воздушный парад техники обнаружили неисправность самолета.

-  Плохая примета, - перешептывались опытные технари. Однако командир летного экипажа в приметы не верил и принял решение лететь. Техники срочно подготовили другой борт. Нужно сказать, что единственный тренировочный полет по подготовке к воздушному параду летчики все же совершили на том, поломанном самолете.

27 июля 2002 года в пятнадцать минут первого самолет СУ-27 вылетел в направлении Львова. Командир «смертельного» экипажа - полковник Владимир Топонарь, второй пилот - также полковник Юрий Егоров, главный инспектор ВВС Украины.

Когда до Скнилова остается три километра лету, командующий полетами Яцюк разрешает экипажу СУ-27 начать демонстрационный полет. Топонарь заходит на круг над аэродромом и ошарашенно спрашивает:

-  Где зрители?

-  Влево, влево, - подсказывает ему второй пилот Егоров. И Топонарь делает первую смертельную ошибку — не заходит на дополнительный круг над аэродромом, чтобы правильно сориентироваться и не выполнять высшую фигуру пилотажа непосредственно над зрителями. Позже, уже при оглашении приговора, судьи вменят ему это в вину, считая, что летчик был обязан либо прекратить полет, либо облететь аэродром дважды.

Через пять секунд с начала выполнения «косой петли с поворотом» СУ-27, ведомый Топонарем, зарывается носом в землю и уже не выходит из смертельного пике.

- Было слышно, как включился форсаж (полный газ) двигателя самолета, сильный шум и СУ-27 , который летел и так чуть не касаясь земли, опять просел, - рассказал один из очевидцев трагедии. - Дальше зацепил другие самолеты. У другого СУ-17, который стоял на земле, срезался киль -хвост самолета. Падая и крутясь, киль покалечил массу людей. Из протараненного самолета выпал двигатель. Откуда-то лилось горючее. Я видел, как киль буквально разрезал маленького мальчика пополам.

Если бы те летчики, которые катапультировались и выжили, могли увидеть, что они натворили.

В поисках виновного

В СКНИЛОВСКОЙ трагедии погибли 77 человек, 28 из них - дети. Еще 500 «скнилов-чан» были признаны потерпевшими. Шесть летчиков осудили к различным срокам лишения свободы. Егоров получил восемь, Топонарь - четырнадцать лет тюрьмы. Руководители полетов - Третьяков и Яцюк соответственно шесть и пять лет лишения свободы, а полковник Лукиных был осужден условно.

В 2005 году президент Украины помиловал генерал-майора Третьякова и уменьшил наказание Яцюку. Сегодня отбывает наказание в Кременчугской колонии под Полтавой только Владимир Топонарь. Его жена и адвокат Ирина уверена, что настоящие виновники трагедии ушли от ответственности.

Родители и родственники погибших на аэродроме «Скнилов» обвиняют в служебном преступлении,  повлекшем смерть людей, четырех генералов - бывшего главнокомандующего ВВС Украины 62-летнего генерал-полковника Виктора Стрельникова и его первого зама 54-летнего генерал-лейтенанта Сергея Онищенко. Перед судом предстали также замы по боевой подготовке главнокомандующего - генерал-лейтенант запаса Александр Воло-шенко и генерал-майор, также в отставке, Владимир Алексеев.

- В действиях генералов Военно-Воздушных сил нет состава преступления, - решила несколько дней назад Коллегия Верховного суда Украины и вынесла обвиняемым оправдательный вердикт.

В смерти людей на аэродроме «Скнилов» судьи обвиняют только летчика Топонаря. Мол, он «рулил», он и ответил за содеянное. Действительно, как стало известно в ходе расследования трагедии, Топонарь самовольно, не доложив командованию, изменил полетное задание. В «косой петле с поворотом» летчик должен «закрутить» самолет в сторону поднятого крыла. Топонарь же, решив пойти на эксперимент, крутанул самолет «головой вниз» к опущенному крылу. Это пике СУ-27 и стало смертельным для зрителей скнилов-ского воздушного парада.

До Топонаря никто подобных экспериментов не проводил. Кто знает, мог ли более опытный или, скажем, умелый летчик успешно выполнить подобное соединение «косой петли» с фигурой высшего пилотажа «хобот»? Во всяком случае, поразить публику и начальство пилотным мастерством у Топонаря не получилось. Кстати, он «налетал» на СУ-27 за три года не более десяти часов.

Оправданные трижды

В СУДАХ по скниловской трагедии недостатка не было. В различных инстанциях судили летчиков в 2005-ом, в 2006-ом и в начале 2008 года. Зачем же прокурорам пытаться обвинять генералов снова? Ведь в результате обвиняемых оправдали трижды. А это для Судьи решили,  что субъектом преступления в скниловской трагедии был летчик Топонарь. Он и понес наказание за смерть 77 человек.

В последнем решении Верховного суда Украины судьи постановили частично удовлетворить просьбу защитников пострадавших в скниловской трагедии: «в части отказа от рассмотрения гражданских исков». Иными словами, «верховные» судьи разрешили пострадавшим подавать иски в суды о возмещении морального и материального ущерба.

В 2002 году из резервов Кабмина на ликвидацию последствий скниловской трагедии было выделено «на все про все» 10 миллионов гривен. Родственники погибших и потерпевшие получили копейки.

«Почему пострадавшим от аварии самолета над Красным морем, сбитого украинской ракетой, государство выплатило по 200 тысяч долларов?», -задумались «скниловчане». Девятьсот потерпевших обратились с иском к государству Украина в Страсбургский суд по правам человека. Первое рассмотрение «скниловского» дела европейскими судьями должно состояться в январе будущего года. В случае выигрыша «скниловчане» претендовали бы на возмещение морального и материального ущерба от государства Украина в размере одного миллиарда 80 миллионов гривен. Сумма, сопоставимая разве что с размером государственного долга Украины за российский газ.

После решения ВС Украины европейские судьи не будут рассматривать иски - потерпевшие должны сначала «пройти» местные суды. По словам представителей общественной организации «Скниловская трагедия», в которую объединились родственники потерпевших, уже сегодня готовы обратиться в суды с иском о возмещении ущерба 600 жителей Львова.

Елена ТАЛАЕВА

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых