aif.ru counter
27.11.2008 10:24
22

В поисках новой педагогики

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. АиФ в Украине 26/11/2008

КРИЗИС форм передачи знаний юному поколению стал очевиден для педагогов всего мира. В новом информационном обществе учитель перестал быть единственным непогрешимым носителем истины. Осознавая, что для нынешних детей образы и смыслы меняются как минимум каждые 3 месяца, многие страны переходят на игровые, дистанционные, индивидуальные формы обучения. Само понятие «обучение» заменяется «учением», то есть созданием для школьника таких условий, при которых он имел бы возможность двигаться по собственной траектории приобретения знаний. Такой путь -единственный способ получить взрослого образованного человека, который сможет быстро и безболезненно доучиваться на протяжении всей жизни.

В Украине же образование по-прежнему стоит на «трех китах». Первый - архаическая, излишне централизованная и крайне бюрократичная система управления учебными заведениями. Второй - старение и профессиональная деградация педагогических кадров. Третий - отсутствие понимания в обществе, зачем и кому нужно переформатирование отечественной системы образования.

Избыточно руководимая структура

«ОБРАЗОВАНИЕ в Украине до сих пор понимается как отрасль народного хозяйства с министерством во главе. На Западе государственное образование - это лишь незначительная часть громадной системы, где вращаются колоссальные средства. У нас же Министерство образования пытается отвечать за всю систему, не имея на это ни денег, ни ресурсов», - говорит директор Международного центра перспективных исследований Владимир Никитин.

Украина тратит на систему образования 6% ВВП, не дотягивая до законодательно закрепленных 10%. Тем не менее, только в 5 странах мира государственные затраты на образование превышают этот показатель. Однако мы имеем нищенский уровень зарплаты учителя, пятая часть школ требует немедленного капитального ремонта, а еще 5% - находится в аварийном состоянии. В сельских школах нет денег на логопедов, психологов, социальных работников.

Куда же уходят 6% ВВП? На армию чиновников в сельских, городских, районных и областных управлениях образования, которые буквально тонут в лавинах бумажной документации, даже не помышляя о переходе на электронную форму отчетности. На доплаты учителям-пенсионерам, которых нельзя уволить с тех пор, как принят Закон «О защите людей преклонного возраста». Согласно статистике МОН, более 50% педагогического состава страны - это люди в возрасте от 41 года и старше. Кроме того, ни в одной из школ не установлены счетчики отопления, которые обеспечили бы значительную экономию средств для всей отрасли. Потому, если в начале 90-х годов прошлого века Россия и Украина имели одинаковый уровень прибыльности образования, сегодня в России он вырос до 12%, а в Украине так и остался на уровне 4%.

Как изменить ситуацию? Во-первых, необходима оптимизация сети школ по стране, ведь во многих сельских школах на одного учителя приходится максимум 5-6, а чаще всего 2 школьника. Во-вторых,   финансирование образования должно быть не постатейным, как принято с советских времен, а программно-целевым. Только в таком случае школы могли бы подавать в Министерство проекты собственных бюджетов, и это автоматически освободило бы их от львиной доли никому не нужных отчетов о выполнении приказов и предоставило бы им свободу формировать авторский путь обучения воспитанников.

«Как минимум 50% данных, которые директора школ подают «наверх», относятся к категории информационно избыточных. Главным «потребителем» результатов работы учителя является завуч, завуча - директор и так далее. Вся система образования работает по принципу «начальник для начальника». Но в небогатой стране она должна строиться с минимальным уровнем ресурсной избыточности», - говорит заслуженный учитель, глава координационного совета Ассоциации лидеров образования Украины Виктор Громовой.

За примерами далеко ходить не надо - в 2006 году был начат проект под названием «Равный доступ к качественному образованию». На его реализацию   Мировой   банк

выделил 86,5 миллиона, а государственный бюджет - более 9 миллионов долларов. Специалисты из Отдела планирования образовательной политики МОН отчитываются, что эти средства ушли на повышение квалификации 110 учителей в 6 регионах Украины, оптимизацию сети сельских школ, реконструкцию и обновление некоторых учебных заведений. Почему сделано так мало? Чиновники оправдываются: за 3 года поменялось 4 координатора проекта и столько же руководителей директората, ответственного за его реализацию.

Монополия на смысл

Не обеспечивая эффективного функционирования образования, государство не только никак не поддерживает, но всячески препятствует деятельности частных школ. Поступление в частную школу означает утрату школьником права на бесплатное обеспечение учебниками, питание в начальных классах, вакцинацию. Учителя частных школ лишены возможности проходить бесплатные медосмотры. Парадокс заключается в том, что учебники с   грифом   МОН   свободной

продаже не подлежат, а учителя частной школы все равно вынуждены преподавать по единым для всей страны программам. Другой абсурд -поскольку плата за обучение производится здесь открыто (а не в виде «благотворительных взносов» родителей, которые, наряду с бюджетным финансированием, получают госучреждения), частным школам приходится платить налог на землю.

Объяснение этому простое. «Частные школы - это один из путей преодоления государственной монополии на образование», - считает директор Ассоциации частных образовательных учреждений Киева Елена Мовчун. Частная школа не зависит от своеволия чиновников, ее процветание - результат ее деятельности, а не оценки проверяющих органов.

А ведь во всем мире так и происходит: критерии качества образования определяются не его производителями - педагогами, а потребителями -детьми и их родителями. В Украине это станет возможным лишь тогда, когда система образования будет восприниматься как сфера услуг, а роль государства сведется к роли гаранта их качества.

«Образованный человек отвечает в течение жизни на несколько вопросов: как заработать на жизнь, как жить в обществе, как жить с самим собой и как жить с Богом. Теперь посмотрите на украинскую систему образования: как она позволяет заработать, как обеспечивает сосуществование разных образовательных парадигм, как в ней можно самоопределиться и как она воспроизводит высшие ценности», - резюмирует Владимир Никитин.

(Какие еще проблемы существуют в украинской образовательной системе? Читайте об этом в дальнейших публикациях на страницах «АиФ»)

Марина БЕРДИЧЕВСКАЯ

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых