aif.ru counter
20.11.2008 15:06
21

Напряжение в сети

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. Общество 19/11/2008

Просто память хорошая...КИЕВЛЯНЕ начали скупать продукты с длительным сроком хранения -крупы, сахар, соль, макароны, консервы, подсолнечное масло и т. д. Иными словами, граждане стремятся сделать домашний продовольственный склад -хотя бы небольшой. Но эти стремления одолевают все-таки не всех - запасаются продуктами преимущественно люди средних лет и пенсионеры, а также молодые мамы и домохозяйки, в памяти которых еще живы воспоминания о мрачных 90-х. «В ближайшее время снижения спроса на продукты точно не будет», - утверждает один из руководителей торговой сети «Велика кишеня» Олег Пьявка.

Однако, по его свидетельствам, упал спрос на непродовольственные товары, продающиеся в супермаркетах, - посуду, текстиль, товары для отдыха. Сувениры и подарки тоже пока не особенно раскупают - в этом сегменте пика продаж управляющие сетей ожидают в декабре.

Вира - майна

В ОТНОШЕНИИ цен на товары «АиФ» сенсации не сделает - читатели и сами знают, что в последний месяц на полках супермаркетов дорожало практически все. Например, сметана и сливочное масло - на 5-6%, твердый сыр -на 6-10%. На столько же поднялись цены на вареную колбасу. Дорожали и фрукты - от 10 до 25% в зависимости от вида. Правда, яблоки подешевели в среднем на 15% - но сейчас сезон.

Эксперты гарантируют, что цены на продукты и промышленные товары в торговых сетях до конца года повысятся на 10-20%. Особенно это касается импортных товаров, ведь на их стоимости обязательно скажется неустойчивость курса доллара по отношению к гривне. Однако на этом фоне некоторые крупные столичные сети все же могут себе позволить даже снизить цены. Во всяком случае, именно это пообещало руководство двух оптово-розничных сетей - «Сильпо» и «METRO». «Киевляне уже не могут покупать столько, сколько приобретали раньше. Поэтому мы решили снизить цены на некоторые товары», - утверждает начальник отдела корпоративных коммуникаций «МЕТРО Кэш энд Керри Украина» Татьяна Бабенко. Ей вторит и руководство «Сильпо». «Мы снижаем цены на самые необходимые товары, так как понимаем, что люди не смогут без них обойтись», - сообщает директор по маркетингу сети «Сильпо» Дмитрий Цыганов. Однако более дальновидные эксперты трактуют эти устремления совершенно противоположным образом. «У супермаркетов просто возникли финансовые проблемы. Поэтому, снижая цены, они получают возможность быстрее оборачивать вложенные средства и минимизировать свои потери», - раскрывает карты начальник аналитического отдела одного из столичных консалтинговых агентств Мария Колесник.

За кулисами

КАК водится, покупатели возмущены повышением цен и склонны обвинять в этом власть. Однако «рычаги», поднимающие   (а также  опускающие,

если верить менеджерам) цены, находятся не на Банковой или Грушевского, а в главных офисах торговых сетей.

«АиФ» попытался разобраться в сложной механике, по которой они сегодня работают.

Итак, по словам эксперта Международного Центра перспективных исследований Александра Жолудя, в последние годы супермаркеты развивались в основном за счет кредитов, причем валютных. «Конечно, большинство супермаркетов делают закупки товаров за национальную валюту. Но руководству практически каждой сети приходится выплачивать долларовый кредит на развитие предприятия. Поэтому приходится повышать цены», - констатирует А. Жолудь.

Тем же можно объяснить и уменьшение ассортимента некоторых товаров на полках (например, алкоголя или колбас). Продукты в супермаркетах появляются благодаря участию в деле поставщиков. Они, в свою очередь, тоже брали кредиты - на развитие или просто на закупку товаров. «Сегодня банки почти перестали выдавать кредиты. И поставщикам приходится трудно - им перекрыли финансирование», - говорит А. Жолудь.

Подготовила Светлана ТОРШИНА

КСТАТИ

Виталий Кравчук, аналитик Института экономических исследований и политических консультаций:

- На ценовую ситуацию на рынке продовольствия влияют два противоположных фактора. С одной стороны - ожидание внеочередных выборов в Верховную Раду, которые могут повлечь за собой инфляцию. Это способствует повышению. Ас другой стороны - падение доходов у киевлян из-за замедления роста экономики во всей Украине. Этот факт еще сдерживает производителей в повышении цен.

Где лучше отовариться?

Дешево - не значит удобно


ЖУРНАЛИСТЫ издания «Деньги» провели очередной рейтинг продуктовых торговых сетей. За год, прошедший со времени предыдущего исследования, цены в магазинах на некоторые товары выросли на 30-40%, дисконтных программ стало меньше, зато сроки годности продуктов на полках слегка увеличились.

Как и год назад, в будние дни в самое покупательское время - около семи часов вечера - по магазинам отобранных сетей прошлись корреспонденты. Они подсчитали количество товарных позиций, посмотрели на цены, поприглядывались к срокам годности продуктов, оценили удобство магазинов. По полученным данным супермаркетам были выставлены оценки и посчитаны рейтинги.

При этом оценивалось множество показателей. Ведь кому-то из покупателей важно, чтобы в магазине «все было», для кого-то одним из самых главных критериев является возможность вальяжно прогуливаться с тележкой по широким проходам и спокойно разъезжаться с другими покупателями. А кого-то интересует, в первую очередь, цена. Поэтому и рейтинги получились разные - по ценам, по ассортименту и по удобству.

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых