aif.ru counter
71

Зачем платить больше?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. Общество 12/11/2008

«Плохая» новость -врасплох

ТО, ЧТО цена билета в 50 коп. не соответствовала реальной стоимости проезда -понятно было давно. И если бы проезд в общественном транспорте дорожал постепенно, копеек на 50 за один раз, вряд ли кто-то возмущался бы. Но городским властям повышать стоимость проезда всегда мешали выборы - чиновники давали «железные» обещания: тарифы (в том числе и транспортные) не трогать, за что получали от киевлян самое дорогое - голоса. Сейчас тоже проезд не дорожал бы, если бы не стало ясно, что новых внеочередных выборов в Верховную Раду в ближайшее время не будет. Похоже, этот факт городская власть осознала настолько неожиданно, что решила не упустить удобное для непопулярных решений время. Поэтому стоимость проезда подскочила даже без особой подготовки. Кроме того что киевляне от неожиданной «плохой» новости пострадали психологически, так многие из них остались в накладе и материально - не были вовремя напечатаны новые проездные, а старых хватило немногим. Из-за этого некоторые категории граждан даже устраивали забастовку.

«Как платим -так и везите!»

ЗАТО на цены на проезд на Крещатике, 36, не поскупились. Несколько месяцев назад себестоимость проезда в метро составляла 1,58 грн. При этом метрополитен не разглашает, какую часть расходов перекрывает благодаря пассажирам за счет рекламы (а это, судя по тому, что обклеены практически все вагоны, деньги немалые). Что касается наземного транспорта, то и его не обделяют вниманием рекламодатели, к тому же - бензин сейчас, как-никак, не дорожает, а наоборот - дешевеет. Так что 2 грн. для билета или жетона -слишком высокая цена. И если раньше кондукторы, имея в виду очень дешевый проезд, говорили пассажирам: «Как платите - так и возим», то сейчас уже пассажиры хотят ездить так, как платят: чтобы транспорт был не «убитым» как, к примеру, большинство трамваев, а новым, чтобы окна не были заклеены рекламой, чтобы не надо было по полчаса ждать автобуса или троллейбуса, а ходили они часто, и в салонах люди не висели бы друг на друге. Понятно, что такие перемены за день не происходят. Но, продавая свои услуги по хорошей цене, коммунальщики теперь просто обязаны привести столичный транспорт в надлежащий вид и создать в нем достойный сервис.

Кто поедет «по-старому»

ЧТО касается льготников (а это 800-тысячная армия киевлян), то компенсации за их бесплатный проезд по-прежнему КП «Киевпасс-транс» и «Киевский метрополитен»     будут     получать (выклянчивая, выпрашивая, округляя непонятно как высчитываемые суммы) из бюджета. Принимая решение о столь радикальном повышении цен, городская власть не решилась на давно предлагаемый и обсуждаемый вариант адресной материальной помощи малоимущим на проезд в общественном транспорте. Чиновники заверяли, что проезд в общественном транспорте подорожает только для приезжих (так они называют тех, кто не будет покупать проездные билеты). А киевляне будут ездить по «старой» цене.

На самом деле прежняя стоимость проезда будет только для тех, кто купит проездной на все виды транспорта на год (его цена - 799 грн.). Но, по словам депутата Киевсовета Александра Бри-гинца, таких выгодных проездных вряд ли хватит для всех желающих. Скорее всего, их напечатают в очень ограниченном количестве. Так ли это - скоро узнаем. Годовые проездные (в том числе и на все виды транспорта), по которым можно начать ездить с 1 декабря 2008 г., должны поступить в продажу 15 ноября. Зато бесконтактные годовые проездные только на метро уже продаются (по 372 грн., из которых 7 грн. стоит сама карточка).

Первые результаты повышения цен на проезд

•  Слишком большая разница между старыми и новыми тарифами

•  Подорожание произошло без психологической подготовки, киевляне шокированы

•  Старые проездные на ноябрь достались немногим, новые -не напечатали

• Компенсации за льготников коммунальщики будут получать из бюджета - лучше самим льготникам раздали бы эти средства как адресную помощь

• Появились фальшивые билеты (по 50 коп.). Наживутся теневики

• Только на 530 из 3 тыс. остановок наземного транспорта есть киоски по продаже билетов. И для многих киевлян проезд стоит не 1,5 грн., а 2

• Сервис в транспорте не стал лучше, многие окна по-прежнему заклеены рекламой, транспорт не ходит чаще

• Теперь штраф за безбилетный проезд - 40 грн., а за безбилетный провоз большой сумки - 8,5 грн.

• После того как киевляне придут в себя после подорожания в общественном транспорте, наверняка подорожает проезд и в маршрутках

• В некоторых маршрутках проезд дешевле, чем в общественном транспорте (к примеру, в №442 проезд - 1 грн.)

•  Немного подешевели услуги такси

• Развитие и усовершенствование общественного транспорта, которое должно стать заметным через 2-3 года

• Должны улучшиться условия в транспорте для инвалидов (планируется оборудование станций метро лифтами, пандусами, звуковыми сигналами для слепых), а весь наземный транспорт станет низкопольным

• Повысится зарплата у транспортников (они - тоже киевляне)

Галина ГИРАК

Будет ли пятница «черной»?

14 ноября транспортники уже пообещали сделать «черным» днем для столичных жителей. Если их угрозы станут реальностью, то общественный транспорт столицы не выйдет на маршруты.

Было заявлено, что и метро остановится. Потом, правда, появилась информация, что в метрополитене будет перевозить людей меньше поездов, чем обычно. Насколько реальна угроза транспортников, мы поинтересовались у директора аналитически-исследовательского центра «Институт города» Александра Сергиенко:

- Отмена Кабмином решения столичной власти о повышении тарифов вполне возможна, даже если это повышение экономически обоснованно. Ведь оно явно не обоснованно соответствующей платежеспособностью горожан.

Я проанализировал ситуацию по Украине. Проезд в метро в Днепропетровске стоит 60 коп., в Харькове - 1,5 грн. А цены билетов в наземном электротранспорте дороже 1 грн. нигде нет.

Что касается транспортников, которые обещают протестовать, если повышение тарифов отменят, то они наверняка всего лишь организуют какие-то пикеты во главе с прикормленными чиновниками профсоюза, а может, устроят и более многочисленную акцию протеста, но до того, чтобы совсем обездвижить город, думаю, дело вряд ли дойдет.

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых