aif.ru counter
01.11.2008 15:32
89

Место чудес

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. Общество 29/10/2008

КИЕВСКИЕ  власти продолжают регулярно предусматривать финансы для оборудования метро для нужд инвалидов - в этом году, по словам первого заместителя председателя КГГА Дениса Басса, выделено 350 тыс. гривен. На данный момент продолжается работа по обустройству подземных переходов станций метро съездами для колясок. По графику, планируется обустроить 6Русский Афон

- У НАС здесь всегда были сады и леса, - рассказывает послушница Ирина. - Сады начали разбивать еще со времен основания Пустыни. Эту традицию продолжают братья и поныне. Удивительно тихое, намоленое место - эту землю из года в год обходили монахи, читая Псалтырь и Богородичные молитвы. Их дух присутствует повсюду. Здесь ничто не мешает, отстранясь от мирской суеты, обращаться к Богу. Как говорил Преподобный Парфений Киевский, пустыня приближает к Господу. Не случайно Голосеев называют Русским Афоном.

Послушница Ирина - к слову, журналистка - рассказывает о Пустыни удивительные истории.

«Еще в восемнадцатом веке Блаженный Феофил Христа ради юродивый впервые продемонстрировал здесь почти библейское чудо: когда у стен скита собралась изрядная толпа богомольцев, голодавших уже по несколько дней, Феофил вынес им казан с манной кашей. Там было несколько порций. Однако молитва Феофила оказалась столь крепкой, что каша, как свидетельствуют исторические источники, «неожиданным и чудесным образом умножилась на всех едоков».

Негасимая лампада

ЖИВШИЙ в Голосееве на рубеже XIX-XX веков иеромонах Киево-Пе-черской лавры отец Алексий, имел уникальную судьбу. С детства он был немым и лишь в 12-летнем возрасте, когда на Пасху в храме к нему священник обратился с приветствием: «Христос Воскресе!» - мальчик неожиданно воскликнул: «Воистину Воскресе!» Алексий Голосеевский стал духовным отцом многих сотен людей: от митрополитов до простых крестьян. К нему за советом и благословением ехали со всех концов России. В народе отца Алексия назвали «Утешителем». Алексий Голосеевский умер в 1917 году, его похоронили с восточной стороны храма Иконы Живоносного Источника Божией Матери. Поставили крест, зажгли лампаду. С тех пор -удивительно и необъяснимо, но факт -вот уже 87 лет (!) - эта лампада не угасает.

«Во время Великой Отечественной войны мы не выбирались, жили здесь неподалеку, а потом даже прятались здесь же. Тут проходила линия обороны. Снаряды падали вокруг, но ни один не угодил в скит. Осталась гореть и лампада, хотя никто не поддерживал огонь», - вспоминает в интервью «АиФ» одна из пожилых прихожанок Мария Васильевна.

После возрождения

«С МОМЕНТА строительства нового храма у нас уже несколько чудес произошло, - рассказывает Ирина. - В 1999 году, когда храм только заложили, вдруг обновились две иконы: одна -копия Румынской Чудотворной Иконы Матери Божией Плачущей, а вторая - неизвестная икона с пятью ликами. Вначале это была потемневшая от времени длинная доска с пятью едва уловимыми пятнами. Неожиданно, буквально сквозь дерево, на ней, как на фотографии, стали четко проявляться лики и одеяния Господа, Матери Божией с Младенцем, Архистратига Михаила и Георгия Победоносца.

Еще одно - имеющаяся у нас чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Герондисса» не так давно исцелила безнадежно больную девочку, которую родители специально привезли из-под Чернигова.

Накануне эта икона трижды явилась девочке во сне. Родители разузнали, что она находится здесь, - и прибыли с последней надеждой. Сейчас девочка спасена».

 колясочных съездов на станциях «Свято-шин», «Дарница», «Петровка», «Харьковская». По словам Д. Басса, в этом году уже установлено 22 новых гранитных колясочных съезда на станциях метро. Кроме того, до конца года для инвалидов с недостатками зрения платформы станций  «Крещатик», «Лесная», «Лыбидская», «Майдан Незалежности», «Площадь Льва Толстого» обустроят ограничительными рельефными полосами. На каждой станции работают резервные  эскалаторы, которые, при необходимости, используются для перевозки людей с ограниченными физическими возможностями. В среднем за сутки работники метрополитена перевозят около 50 инвалидов.

Крестьянин? Нет - крестьянка!

В ВОСЕМНАДЦАТОМ веке на территории Голосеевской пустыни объявился одинокий путешественник. Тогда это было не в диковинку - из прилегающих лесов в монастырь время от времени наведывались то беглые крестьяне, то разбойники, то казаки. Путника приняли с осторожностью. Назвался он Досифеем - крестьянином из России.

Его пристанищем стали древние пещеры Китаевской пустыни, расположенной в трех верстах от Голосеева. Здесь преподобный Досифей проведет свою жизнь, подражая подвигу древних Отцов Печерских. Он шел к Богу, отрекшись от самого себя, стойко перенося все тяготы пещерной жизни. За это удостоился от Бога дара прозорливости. Именно старец Досифей благословил Прохора Мошнина идти в Саров, предугадав в скромном благочестивом юноше будущего святого - преподобного Серафима Саровского. Только после смерти преподобного Досифея раскроется весь его духовный подвиг: он окажется девицей, Дарьей Тяпкиной, из богатого и знатного в то время рода. В 15 лет она тайно покинула родительский кров, чтобы стать монахиней.

Нянька в рясе

ДО РЕВОЛЮЦИИ при монастыре жило немало женщин-послушниц, трудившихся в хозяйстве. После прихода советской власти, когда сама причастность к религии становилась приговором, многие женщины тайно приняли монашеский постриг. После того как монахов вывезли из Голосеева, именно эти женщины еще долгие годы поддерживали жизнь в молельном доме, ухаживали за кладбищем.

Одна из них - маленькая худенькая девушка по имени Елена - надела монашеские одежды открыто. Она хотела пострадать за Христа. Елена жила, как и остальные, в сельскохозяйственной артели. Когда всех женщин артели сгоняли на общественные работы в поле, она ходила от хаты к хате и нянчила брошенных детишек.

Каждый день за маленькой девушкой в черном могли прийти. Но Елену не арестовали. Не нашлось ни одного человека, кто посмел бы заявить на монашку, с вызовом носящую крест прямо под носом у местной коммунистической организации.

Поныне на ее могилу приезжают вскормленные ею дети тружениц советского ударного сельского хозяйства.

Прозорливая Алипия

70-Е ГОДЫ прошлого века. На месте Голосеевского скита - тишина и запустение. Вокруг - ни души. Лишь у могилы Преподобного Алексия Голосеевского истово молится юродивая монахиня Алипия Авдеева. Она пришла сюда, в скит, и поселилась прямо на руинах. К ней отовсюду идут люди за советом. Алипия обладает даром прозорливости. За год до события она предсказала Чернобыльскую катастрофу. А незадолго до своей смерти (Алипия умерла в 1988-м году) монахиня предсказала, что скит возродится, и здесь будет монастырь.

Через пять лет после предсказания юродивой Алипии в Голосеев-скую пустынь пришли из Лавры 4 монаха. То, что они увидели, могло бы сломить любого. Из уцелевших строений - только митрополичий дом.

И все же они совершили здесь первую за последние 70 лет литургию. Монахи жили в здании без дверей и окон. Занавешивали проемы тканью. На клочке земли посадили капусту. И - молились, молились, молились. Выдержал только один из них - архимандрит Исаакий, нынешний наместник.

В 1996 году был раскопан фундамент церкви Иконы Живоносного Источника Божией Матери. Через два года на этом фундаменте отслужили первую литургию. А еще через год началось восстановление храма. Строительство шло тяжело. Несколько раз оно приостанавливалось - заканчивались деньги.

Сейчас в Голосеевском монастыре уже живут несколько десятков монахов и послушников, каждый день правятся молебны. Церковь восстановлена - такой же, какой ее создавали в 1912 году.

ДЛЯ СПРАВКИ. В 1631 году Киево-Печерский архимандрит Петр Могила издал Указ о создании скита Киево-Печерского монастыря - будущей Свято-Покровской Го-лосеевской пустыни. В XIX в. при Киевском митрополите Филарете Амфитеатрове в Голосееве была построена Покровская церковь, именем которой с тех пор назван монастырь, и дом митрополита, ставший впоследствии молельней.

В 1912 году вместо деревянной в монастыре появилась кирпичная церковь Иконы Живоносного Источника Пресвятой Богородицы. Она просуществовала 21 год.

12 мая 1919 года в Духовный собор Киево-Печерской лавры пришло сообщение исполкома Киевского Совета рабочих депутатов, которое доводило «до сведения и руководства Лаврского Духовного собора, что Голосеевская лесная дача со всеми садами, огородами, пасеками и другими угодьями, а также живым и мертвым инвентарем и постройками отошла в ведение и распоряжение отдела коммунального хозяйства Киевского исполкома...»

Вскоре привлекательное место пришлось очень кстати Украинской Академии наук -ей нужна была большая территория для Ботанического сада, Акклиматизационного парка, астрономической обсерватории.

И все же церковные службы в Голосеевской пустыни продолжались. Чтобы как-то выжить, монахи - 260 насельников бывших лаврских хуторов - Голосеева, Самбурок и Китаева - попросили принять их в число крестьян деревни Мышеловка, прилегающей к Голосееву. Деревенское собрание, состоявшееся в 1920 году, согласилось - крестьян стало больше на 260 человек.

В 1923 году все монастырское хозяйство и лесничество отдали вновь созданному Сельскохозяйственному институту. А19 декабря 1927 года на заседании президиума Киевского исполкома приняли решение: хлопотать перед высшими органами власти о закрытии двух голосеевских церквей - Покровской и Иконы Живоносного Источника Пресвятой Богородицы, мотивируя это тем, что они находились на территории сельхозинститута и его агробазы. Церковные службы в Голосеевской пустыни прекратились.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых