aif.ru counter
28.10.2008 19:47
28

Частная проблема или социальное явление?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. АиФ в Украине 22/10/2008

Целью редакции был детальный анализ поднятой проблемы. Дело в том, что воры сбрасывают свою добычу прямо на полотно. А забытый кусок металла или бухта проволоки может спровоцировать аварию. И никто не знает: постигнет эта участь «товарняк» или пассажирский поезд.

На приглашение «АиФ» откликнулись руководители военизированной охраны «Укрзалгзнищ», представители администрации компании, транспортной милиции Украины и Генпрокуратуры.

А воры - кто?

В НАЧАЛЕ дискуссии руководитель экспертной группы консорциума «Менеджмент Консалтинг Групп» Дмитрий Подтуркин поделился выводами, сделанными специалистами группы после изучения ситуации на «Укрзаизнищ». Особое внимание экспертов привлекли участки Приднепровской и Донецкой железных дорог. Они проходят через депрессивные промышленные районы, где «легкая добыча» манит как голодных безработных жителей прилегающих городков и поселков, так и технически обеспеченные организованные группы. Есть еще третий тип грабителей - дети до 14 лет. Они не несут ответственности перед законом, и «добрые дяди», собирая детей в группы по 20 человек, используют их для грабежа вагонов с металлоломом и т. п. грузами.

Замначальника транспортной милиции МВД Украины Петр Стецюк подтвердил, что родители, которые должны отвечать за своих детей, довольно часто даже не спешат забрать своего ребенка из милиции в случае его задержания. Эти дети никому не нужны, они с малолетства привыкают к тому, что кража - это нормальный источник дохода. У них даже обряды посвящения есть в виде забрасывания портфеля на товарный вагон. После этого дорога - его работа и школа.

Правоохранительные органы обращают внимание на эту проблему, но серьезно заняться «потерянными» детьми не торопится ни государство, ни общественные организации. Даже в детский приемник их отправить нельзя - они местные, а потому их домом и семьей становится улица и банда.

По словам г-на Подтуркина, в основном ребята грабят открытые платформы и полувагоны - грузы в них перевозятся открытыми, а потому более доступны. То, что привлекло внимание, сбрасывается на железнодорожное полотно и методично растаскивается.

Разумеется, этот «бизнес» не имел бы особого смысла и системного характера, если бы не коммерческая поддержка. Только в одном из поселков Приднепровской железной дороги, с населением в 20 тыс. человек, находится 42 приемных пункта металлолома и 7 казино. Местным жителям негде работать, безработица в городе «зашкаливает» - нет ни одной семьи, которой бы это ни коснулось. На что рассчитаны эти заведения? На «добычу» с железной дороги. Подтуркин уверен: воровство на «Укрзал1знищ» нельзя рассматривать как частную проблему - это проявление социальных болезней общества и бороться с ним нужно как с серьезной государственной проблемой. В частности - через пересмотр ряда законодательных и нормативных документов.

Документами по воровству

ПРОФИЛЬНЫЕ эксперты конкретизировали список этих документов. Заместитель начальника военизированной охраны «Укрзал1знищ» Олег Коликов пожаловался на нежелание территориальных отделении милиции и горадминистраций конструктивно сотрудничать с железной дорогой. Доходит до того, что мэры считают нормальным решать местные социальные проблемы за счет железной дороги. Мол, они крадут из-за безработицы? Так дайте им работу!

Охрана дороги регулярно задерживает преступников, но милиция их отпускает из-за незначительности нанесенного ими ущерба. По закону, криминальная ответственность наступает при хищении на сумму более 771 грн., да и то, в таком случае человек платит штраф 340 грн. Выходит, даже при наказании мероприятие выгодное. С другой стороны, какой-нибудь костыль железной дороги сам по себе стоит недорого, а вот восстановление поврежденного участка влетит дороге «в копеечку». При этом, в алгоритм расчета нанесенного ущерба восстановительные работы не включаются, а это неверно. При пересмотре этого правила ответственность расхитителей увеличится. А значит, и охотников за такой «добычей» должно стать меньше.

Кроме того, при хищении деталей верхних строений путей ВОХР знает, что наверняка найдет украденное имущество в одном из местных приемных пунктов. Но полномочий проверить их у него нет, а транспортная милиция помогать не спешит.

В ответ заместитель начальника транспортной милиции МВД Украины Петр Стецюк заметил, что эффективного сотрудничества между ведомствами не получается по вполне объективным причинам. Милиция не имеет права задерживать людей без законных оснований. Реальный расчет нанесенного ущерба мог бы стать одним из них.

Кроме того, милиция могла проверять пункты приема металлолома на предмет наличия в них имущества коммунальной собственности или железной дороги. Сейчас МВД оттуда вытеснили коммерческие организации - они получают лицензию на проверку металлолома. А их больше беспокоит безопасность отгружаемого из пункта сырья, чем его состав. Главное, чтобы «старатели» не сдали неразорвавшийся снаряд и т. п., а то, что среди хлама явно ворованный товар, - это их не заботит.

Отсутствие ограничений в выдаче лицензий на скупку металлолома блокирует эффективность наказаний непорядочных скупщиков. Закроешь один пункт - его владелец на следующий день откроет в соседнем дворе другой. А если бы число лицензий было ограниченным, предприниматели дорожили бы своей репутацией и не способствовали воровству.

В целом, расследование хищений на дорогах требует высокой квалификации специалистов. Если товар украли в одном конце страны, а обнаружили это в другом, - найти и наказать воров не так просто. Когда-то существовали специальные отряды, занимающиеся именно такими вопросами. Позже их расформировали. Теперь МВД приходит к выводам, что их нужно восстановить.

Без ухищрений не обойтись

ЗНАЧИТЕЛЬНО обезопасить грузы, а значит, и всю дорогу в целом, можно и при условии соблюдения отправителем правил упаковки при перевозке грузов. В этом уверен заместитель начальника Главного коммерческого управления «Укрзал1знищ» Юрий Меркулов. Те, кто действительно заботится о своих грузах, прислушиваются к рекомендациям компании. А кое-кто даже применяет свои ноу-хау. Например, одно из метпредприятий устанавливает крышки на полувагоны со своим товаром - в результате за пять лет практики их груз пострадал от воров всего четыре раза, да и то незначительно. «Укрза-л1зниця» рекомендует пакетировать, укрупнять мелкие грузы, чтобы их нельзя было выбросить из вагона без специальных технических средств. Отправители жалуются на «выкручивание рук» и не спешат следовать этим рекомендациям. Хотя, например, бухтиро-ванную проволоку, идущую на экспорт, упаковывают как надо, а вот при внутренней перевозке сваливают в вагон как попало. Именно она часто привлекает внимание воров, а потом, забытая на рельсах, накручивается на колеса проходящих вагонов и может заблокировать работу стрелки.

«Укрзал1зниця» пыталась внести свои рекомендации в закон о перевозках, но ее инициативы почему-то блокируются на уровне Кабмина. Поэтому компании пришлось изменить внутренние документы. Впрочем, для эффективной работы этого мало.

Подготовила Анна НЕСТЕРОВА

Заместитель начальника Главного управления надзора за соблюдением законов на транспорте Генпрокуратуры Алексей Кривчиков:

- Как свидетельствует статистика, число хищений на железнодорожном транспорте постоянно растет с 2005 года. Вопросы соблюдения законодательства, направленного на обеспечение сохранности грузов, находятся постоянно в поле зрения Генеральной прокуратуры Украины. В координации с правоохранительными органами «Укрзал1зни-цею» принимаются меры по борьбе с этим явлением. С августа 2008 идет комплексная проверка всех шести дорог «Укрзал1зниц1». Обсуждаемая на круглом столе проблема -это общегосударственный вопрос, компания не может решить его самостоятельно. В конце октября Генпрокуратура проведет расширенную коллегию именно по вопросам хищения на транспорте. Необходимо совершенствовать действующее законодательство, ведомственные нормативные документы, регулирующие проблемные, спорные вопросы, касающиеся ответственности отправителя и перевозчика, определения суммы ущерба, квалификации действий правонарушителей и многое другое.

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых