aif.ru counter
14.10.2008 19:59
17

Миф о «великом украинце»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ в Украине 08/10/2008

Новая версия

ОБЩЕПРИНЯТОЙ канонической датой крещения Руси еще с конца XIX века считается 1 августа 988 года. Опираясь на нее, Украина отпраздновала в 2008 году 1020-летие эпохального события. Однако при ближайшем рассмотрении, дата эта оказывается произвольной и весьма спорной. На первый взгляд кажется, что обстоятельства крещения Руси изучены до мельчайших подробностей, и ни одной принципиально новой версии никто из ученых выдвинуть не сможет. Ведь в XIX-XX веках были изданы сотни публикаций на эту тему, а круг источников, на которые могли опираться историки, ограничен.

Древнерусская письменность упоминает и 987-й, и 988-й год как дату крещения Руси, а арабские и византийские источники называют годом крещения Киевского государства 989-й. Сам акт крещения племен, населявших русские земли в те времена, современный украинец представляет себе хрестоматийно - так, как об этом рассказывает в «Повести временных лет» Нестор-Летописец, и так, как это показано на памятнике князю Владимиру Великому, воздвигнутому на Владимирской горке в Киеве в 1853 году.

Нестор рассказывает, что Владимир приказал посбрасывать в Днепр идолов языческих богов и в означенный день всем выйти на реку. Люди весело входили в воду, а священники, стоя на высоком берегу подле князя, читали молитвы. «И была радость на небеси и на земли», - сказано в летописи. Возможно,  это действительно произошло 1 августа 989 года. Но этой дате предшествовала и за нею последовала целая череда событий, которые лишь в совокупности и можно называть крещением всего народа. Ведь этот процесс не мог быть однодневным - он растянулся как минимум до конца XI века, когда византийские летописцы наконец перестали именовать русичей «злыми, дикими и безбожными» людьми и начали считать их «христианнейшим народом». Впрочем, в Ростовско-Суздальской земле христиане составляли меньшинство вплоть до XIII века.

«То, что сегодня воспринимается как крещение Руси, на самом деле было крещением киевлян, да и то поначалу не всех. Это было обращением ко Христу самого князя и его дружины - верхушки Руси, которая олицетворяла собой все государство. Так было принято в средние века во всех европейских странах», - говорит заведующая отделом научно-исторических исследований Национального заповедника «София Киевская», профессор Надежда Никитенко. Долгие годы Надежда Николаевна посвятила изучению стенописи собора Софии Киевской, и эти исследования позволили ей выдвинуть собственную версию как строительства самого собора, так и крещения Владимира Великого. Она убеждена, что князь крестился в два этапа с предварительным «оглашением».   Поначалу   он

согласился присоединиться к обществу христиан и был объявлен христианином, но еще не вошел в крещальную купель. После оглашения некоторое время он должен был потратить на «курс» обучения вере, и только затем священники наложили на него руки.

Рано праздновать

АРАБСКИЙ историк Яхъя Антиохийский рассказывает, что в 987 году в Византии вспыхнул мятеж Варды Фоки, племянника покойного императора Никифора. Когда войска узурпатора дошли почти до Константинополя, молодые императоры Василий II и Константин VIII оказались в столь сложном положении, что были вынуждены обратиться за помощью к Владимиру. Владимир пообещал военную помощь, но при условии, что за него отдадут сестру императоров Анну. Зачем это было нужно киевскому князю? Михаил Грушевский полагает, что он стремился «поднять престиж собственной власти, приодев его византийским ореолом». Ведь в то время Византия была мировой державой, не менее мощной, чем Древний Рим в античные времена. В «комплекте» с Анной Владимир надеялся получить царские регалии. Императоры обещали исполнить условие князя, но выдвинули встречное требование: чтобы он вместе с дружиной принял крещение. Владимир согласился и на это, выслав в 988 году императорам шеститысячное войско, которое дважды победило отряды Варды Фоки.

Время шло, а императоры не спешили исполнять свое обещание. Несмотря на свое могущество, киевский князь в византийских придворных кругах ценился невысоко -грамоты к киевским князьям писались с меньшим этикетом, чем к хазарскому кагану, не говоря уже о болгарском царе. Византийские принцессы часто умирали в гинекеях, но замуж за варваров их не выдавали. А к Анне еще до Владимира сватались и болгарский царь, и немецкий император, обоим она была обещана и оба были обмануты.

Когда Владимир понял, что и его хотят обвести вокруг пальца, он двинулся со своим войском к крымским владениям Византии и взял город Корсунь (Херсонес). И только тогда, в апреле 989 года, императоры поспешили отправить свою сестру в Корсунь вместе с царскими регалиями для Владимира. Именно там, по предположению большинства историков, и состоялось крещение Владимира с его дружиной и венчание князя с византийской принцессой. Исследования Надежды Никитенко привели ее к выводу, что оглашению соответствовало обручение Владимира с Анной в Константинополе и коронация принцессы (эти события могли происходить еще на рубеже 987-го и 988-го годов), а крещению князя - его женитьба на принцессе. Ведь стенопись Софии Киевской изображает Анну в царской короне, под которой - венчальная фата.

Арифметика, которой пользуется г-жа Никитенко, довольно проста. Она утверждает, что София Киевская, как и Десятинная церковь, были построены по заказу Владимира и Анны. А Святцы сохранили дату освящения церквей - 12 мая. Дата эта не могла быть произвольной. Г-жа Никитенко считает, что именно в этот день был крещен князь Владимир. Тем более что ночь с 11 на 12 мая 989 года была ночью с субботы на воскресенье, а это было идеальное время для крещения - чтобы «воскресать» вместе с Христом. По нынешнему календарю, 12 мая соответствует 25, а значит, 25 мая следующего года Украина и должна отмечать крещение Руси.

Как переписывают историю

ДРЕВНЕРУССКИЕ источники дали основания историкам XIX и XX веков утверждать, что еще задолго до Владимира христианство пустило корни на Руси. Здесь вспоминают и посещение этой земли Андреем Первозванным, и миссионерскую деятельность Кирилла и Мефодия, и крещение в IX веке киевского князя Ас-кольда со своей дружиной, и обращение к христианству бабки Владимира - княгини Ольги.

Но именно Владимир не только крестился сам и привел ко Христу свою дружину - он активно насаждал религию среди народа. Историки полагают, что в христианстве князь нашел объединяющее начало для колоссальной державы, которой он правил, но которая состояла из разных племен, языков и религий. Христианство было необходимо князю, чтобы ввести свою державу в круг европейских государств как равноправную. Из Корсу-ня он вернулся с богатыми дарами, иконами, мощами святых, трофеями. Вернулся как победитель в двух войнах и как зять византийских императоров. Это был апогей его славы.

Вместе с религией на Русь пришли книжность, культура, обязательное образование для власть имущих. Именно Владимир заказал и заложил фундамент Софии Киевской, стенопись которой прославляет его вместе с царственной супругой. Дела Ярослава были лишь слабой тенью деяний его отца. «Все летописи, дошедшие до нас, на которые мы сегодня опираемся, - это летописи Ярослава и его потомков. Именно они привели нас к слепой убежденности, что Ярослав построил Софию и распространил культуру и книжность на Руси, хотя инициатором этого был его отец. Так он и оказался самым великим украинцем», - говорит Надежда Никитенко.

Евгения ТИШЕВСКАЯ

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых