aif.ru counter
03.09.2008 20:34
19

Вся власть - автомобилям?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. Общество 03/09/2008

Не столица, а спальный массив

-    ВИКТОР Михайлович, киевляне еще долго будут му-чаться от переездов с берега на берег?

-   Нельзя сосредотачивать деловую жизнь в одном центре. Киев должен быть поли-центричным городом. Так строится, например, Берлин. А во что сегодня превращается Киев? В большой спальный массив Украины. У нас не соблюдается генплан, разработанный до 2020 года. Киевляне сомневаются: есть генплан, нет его...

У нас есть генплан! Над ним работали академики, специалисты высокого уровня, которые думали не только о том, как забить город жильем, но и о том, как будет работать вся инфраструктура...

Сегодня генплан кромсают, как хотят, бизнес имел его ввиду. А потом мы удивляемся, почему стоим в пробках? Транспортный коллапс в том числе вызывает и стихийная застройка. На тех местах, где согласно генплану, должны были размещаться транспортные развязки и паркинги, стоят высотные комплексы.

-  Киевские градостроители сами создают проблемы...

-  ...превращая центральные площади в плацдармы или транспортные узлы. Люди загоняются под землю, а улицы и площади отдаются автомобилям. Вместо того чтобы опустить транспорт под землю, а эстакады возводить в основном над железнодорожными путями, развивать метрополитен, мы создаем подземные лабиринты-магазины... Забывая, что ошибки в градостроительстве имеют необратимые последствия.

Почему бы не использовать подземные пространства под центральными площадями не для торговли, а для транспортных  развязок?

Строительство и расширение наземных дорог, устройство развязок за счет пешеходных зон не может быть вечным. Сейчас активно обсуждается вопрос о сооружении шести туннельных переходов, которые свяжут Левый берег с Правым.

Конечно, сооружение туннеля под Днепром обойдется гораздо дороже строительства моста. Его эксплуатация требует немалых средств. Но ничего нереального в этом нет: подобные проекты уже давно осуществляются во всем мире. Один такой туннель от моста Метро до площади Победы снимет с центра «транспортную нагрузку» на 70%!

Нужны улицы-дублеры

-  СТРОИТЕЛЬСТВО торгово-офисньгх комплексов не помешает развитию города?

-  Можно построить тысячи квадратных метров коммерческих площадей и не иметь возможности ими пользоваться. Например, к торгово-офисному комплексу в районе станции метро «Левобережная» трудно подойти, подъехать и тем более - припарковаться. А все потому, что на стадии проектирования были неправильно продуманы подъезды к зданию, разгрузочные площадки, количество выездов/въездов в паркинг и т.д.

Подобных ошибок можно избежать, развивая проспект Победы. Для этого необходимо решить вопрос развития сети районных улиц. Дело в том, что если нет районных улиц-дублеров, обеспечивающих доступ к объектам, то скоростная магистраль с заездами к офисным и торговым центрам утрачивает свои качества. Въезды/выезды формируются с параллельных 2-4 рядных улиц-дублеров районного значения.

-  Получается, что емкость

Архитектор Виктор Судоргин: «Киев превращается в большой спальный район».

торгово-офисньгх комплексов зависит от вместимости окружающих улиц?

- Так и есть. Если количество площадей комплексов будет избыточным, инвестор снимет прибыль на первом этапе - продав объект. А позднее, когда возникнут проблемы с транспортной доступностью - спрос на площади упадет. И пока инвесторы и специалисты живут только желанием быстро заработать -проблема будет усугубляться.

-   Сегодня объемы строительства падают. Значит, в Киеве будет где развернутся?

-  Наоборот. Ситуация усугубится. Когда объемы строительства сокращаются, остаются самые лакомые участки, которые могут принести наибольшую прибыль. Обычно такие места для строительства - самые спорные. При их застройке, как правило, нарушаются все градостроительные нормы. Небольшой нюанс: у нас уже практически нет придомовых территорий... Но не надо забывать, что уют и комфорт городской среды создают не дома, а улицы, площади, скверы, парки, а еще -дворы, о которых при современной застройке, видимо, придется забыть.

   

- ВЫ видите пути решения проблем?

- Пока вопросы развития города (в том числе его численность) не будут решаться в законодательном порядке, пока не будут выполняться утвержденные решения генплана - все останется как есть. Нужны независимые общественные организации. Необходим по-настоящему независимый градостроительный институт, диктующий стратегию развития города. Эта стратегия должна определяться комплексными научными исследованиями, а не корыстными интересами чиновников и инвесторов.

А на практике сначала у нас выдаются участки для строительства, объекты возводят и только потом начинается разработка детального плана территории, которая редко учитывает транспортные схемы. У нас не рассматривают застройку определенных районов в целом. К примеру, если бы наше государство действительно делало ставку на развитие туризма, градостроители позаботились бы, в частности, о подъездах к многим объектам, в том числе - и гостиницам.

В Киеве нарушаются градостроительные нормы буквально на каждом шагу. Но вы слышали хотя бы об одном уголовном деле, возбужденном против застройщиков? Таких дел нет. Как говорится, рука руку моет. По сути, градостроительный совет Киева превращен в совещательный орган, а не в согласующий. Потому что решающий голос остается за главным архитектором. Мнение 50 человек градостроительного совета учитывается, когда это удобно.

Беседовала Ксения МЕЛЕШКО

ДЛЯ СПРАВКИ. Виктор Судоргин - автор проекта города Кузнецовска (Ровенская обл.), проектов многих микрорайонов в Днепропетровске, Херсоне, Николаеве, Припяти, Кременчуге, Киеве и т.д., домов по улице Индустриальной, квартала «Парковый» на Борщаговке, реконструкции домов в Музейном переулке, на ул. Ивана Франко -дома № 22 и № 42, Ярославов Вал №35, 21 г, 19 и др.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых