aif.ru counter
48

Василий Кремень: « Демократияне там, где демократично избрана власть, а там, где общество исповедует ее ценности»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ в Украине 03/09/2008

Не знанием единым

-  КАК вы оцениваете введение внешнего независимого тестирования для абитуриентов?


-  Позитивно. Тестирование начали внедрять, когда я был министром. Тогда в этом не было необходимости у высшего политического руководства, а следовательно, и государственных денег на это. Но в 2003-2004 гг. МОН с помощью финансовой поддержки фонда «Возрождение» создало Центр независимого тестирования. Были разработаны тесты по конкретным предметам, протестированы несколько тысяч человек, полтора десятка вузов согласились принять к себе абитуриентов по результатам этого тестирования. Летом 2004-го Кабмин принял постановление о внедрении внешнего тестирования во всех школах через 4-5 лет. Я положительно оцениваю результаты этой работы, и все же у меня есть замечания и пожелания. Во-первых, когда мы планировали внедрение тестирования, не предполагали, что с тестами человек столкнется один раз в жизни, да еще и в такой решающий момент. Мы считали необходимым широко внедрить тестовую культуру в образовательный школьный процесс. У каждого учителя по его предмету должен быть том с тестами, которые бы он применял для подведения черты под несколькими изучаемыми темами. Таким образом ученики перестали бы готовиться только к отдельным предметам, когда планируют ответить, а системно изучали бы предмет. Это способствовало бы и психологической адаптации учеников к тестированию. В итоге - выпускное тестирование стало бы вершиной   пирамиды,   а   не единственным в своем роде событием. К сожалению, этого в предыдущие годы не было сделано. Во-вторых, необходимо улучшать качество самих тестов, чтобы с их помощью проверять не только формальные знания, но и системное владение предметом, творческие способности. В-третьих, необходимо и впредь не допускать утечки информации о тестах. В России такая утечка произошла, но их спас запасной вариант заданий, которым оперативно заменили изначальный. Также необходимо упразднить тестирование по предметам, которые практически не изучаются в школе, - как, например, правоведение, экономика. При этом нужно, чтобы ученик имел право проходить тестирование не по трем предметам, а как минимум по пяти.

-   Проводилось ли сравнительное исследование уровня знаний сегодняшних учеников и тех, которые учились лет двадцать назад? Интересно, кто больше знает?

-  Таких исследований нет. На мой взгляд, было бы некорректно проводить подобные сравнения, так как оценки у разных учителей базируются на разных критериях. Кроме того, мы должны отойти от преобладающей сегодня оценки образования как суммы приобретенных знаний.

Эпоха постоянных перемен

-  МЫ сегодня живем в информационном обществе, в котором поток информации удваивается каждые 2-3 года. Как в таких условиях подготовить учеников к реальной жизни?

-   Действительно, сегодня невозможно раз и на всю жизнь научить ребенка всему необходимому для жизни. И не только в школе, но и в самом лучшем университете. Поэтому необходимо научить его обучаться самостоятельно на протяжении жизни. Иными словами, прогресс приобретает инновационный характер, и мы должны формировать инновационного человека. Помимо этого, необходимо научить его использовать полученные знания. Когда надо продемонстрировать сумму знаний - наше образование одно из лучших в мире, а когда приходится показать их применение на практике - мы плетемся в хвосте. В мире все больше стран, где высшее образование является неформально обязательным. Поэтому обучение в университете все реже становится только этапом подготовки специалиста по конкретному направлению и все чаще - также обязательным этапом в развитии личности. За счет того, что все большее количество людей получают высшее образование, создается тот интеллектуальный гумус, на базе которого возможен переход от индустриального производства к научно-информационным технологиям. Единственный способ обеспечить будущее Украины -дать гражданам хорошее современное образование.

Ребенок - в центре всего

-  У НАС всегда «из лучших побуждений» ребенка переламывали «через колено». Чем нам грозит такой подход?

-   Это называется авторитарная педагогика. После 11 лет такой педагогики в школе, став взрослым, человек будет способен жить только в авторитарном, а не в демократическом обществе. Он будет поклоняться авторитарному руководителю, а, став руководителем, будет вести себя аналогично. Ведь демократия существует не там, где есть президент и парламент, а там, где большая часть людей неспособна исповедовать авторитарные ценности. Поэтому, говоря о новом качестве образования, нам необходимо утвердить в школах детоцентризм -культивирование самодостаточной личности, для которой чужды авторитарные ценности. Крайне необходимо, чтобы из субъектно-объектных отношений между учителем и учеником, в которых последний выступает послушным объектом, в школе преобладали равные отношения между участниками учебного процесса.

-  Но где взять таких учителей?

-   Для начала необходимо осознать необходимость в них на уровне идеи. Профессия учителя должна стать одной из самых престижных. Тут и достойная зарплата для молодых учителей, и достойная пенсия. И еще: на учительскую профессию недостаточно принимать только на основании тестов по специальности. Следует проводить психологический тест на умение работать с людьми. Бывает, что школьный учитель -гениальный математик, но работать с детьми не умеет.

-   Академией педагогических наук были разработаны различные концепции воспитания подрастающего поколения в школе - от экологической до трудовой. А существует ли единая государственная концепция воспитания молодежи?

-   Да, такой документ был разработан. Но, по сути-то, самое большое воспитание - это способ общения взрослого с ребенком. Многие, говоря о глобализации, выступают за сближение с другими народами, отбрасывая некоторые национальные позиции. Но я считаю, что как раз сейчас необходимо воспитывать общество в патриотическом духе, так как глобализация - это также обострение конкуренции между государствами, и только та нация, которая хорошо сплочена вокруг своих интересов, сможет обеспечить своим гражданам лучшую жизнь.

Подготовил Юрий ОНЫШКИВ

ПОКА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

Министерство нашло способ сберечь школы


Многие общеобразовательные школы сейчас закрываются из-за нехватки учеников в классах. Согласно текущему законодательству, чтобы класс работал, в нем должно быть как минимум шесть учеников. Министр образования Иван Вакарчук предложил правительству уменьшить минимальную наполненность в классах с 6 до 3 учеников. Это, по мнению министра, позволит сохранить более тысячи школ -для того времени, когда подрастут детки, родившиеся недавно - в период украинского беби-бума.

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых