aif.ru counter
29.08.2008 11:54
24

Ей можно поставить памятник как вечно живому артисту

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ в Украине 27/08/2008

ВАЛЕРИЙ ГАРКАЛИН

- ОЧЕНЬ сложно говорить об актрисе, которой уже нет в живых, потому что актер - лицо действующее, в этом и прелесть, что он действует, существует, что он живой. И вот эта категория «живого артиста» никак не вяжется с тем, что Наташи уже нет. Ей можно поставить памятник как вечно живому артисту. Наташа отличалась от многих других актрис тем, что она была невероятно искрометной и бесконечно живой. Этот постулат актерский она выработала сразу. Когда она приходила, жизнь обретала новые краски.

Наташа Гундарева, Армен Джигарханян и я вместе играли спектакль «Какая идиотская жизнь». Вначале появлялся я, позже выходил Армен Борисович, и мы вдвоем играли большую сцену. После чего появлялась Наташа. И все то, что мы с арменом Борисовичем натворили и нахулиганили до этого, Наташе приходилось разгребать и расчищать, как авгиевы конюшни. Потому что нашему с Джигарханяном хулиганству не было предела. И Наташа все приводила в чувство, возвращала зрителей к сюжету спектакля, становилось ясно, о чем вообще пьеса, и так далее. Когда она появлялась, Армен Борисович всегда мне шептал: «Ну все, Наташка пришла, значит, дело пойдет. Все будет в порядке!..» Потому что без нее мы были как малые дети! Ну, мы комедийные актеры, играли смешное, и все, что по тексту, мы, конечно, говорили, а то, что за текстом, мы наворачивали, несясь куда-то в запредельные дали. И Наташа была для нас как палочка-выручалочка: выходила, спокойно и трезво все расставляла по местам и спасала пьесу.

Я и до этого спектакля, и после работал с многими актрисами, и зачастую у них все сводилось к тому, что «так вот написано - так и будем действовать». За этим, как правило, мало что стоит, всегда приходится что-то придумывать. А Наташе даже не надо было ничего придумывать, у нас даже репетиций было не много, потому что Наташа все понимала с полуслова, она одухотворяла каждое слово, каждую фразу, тем самым внося в спектакль жизнь. Это редкостное качество.

В свой день рождения Наташа, как правило, не работала. В этом смысле она была очень педантична и свои торжества не смешивала с работой, умела распределяться правильно и точно. Она была очень требовательна профессионально, в день съемки никогда не играла спектакль и наоборот. К тому же Наташа была очень скромным человеком и не любила праздники по поводу себя, не устраивала ликования.

Мы очень много работали вместе, много ездили, преодолевая тысячи километров, в том числе и по Украине. Однажды мы мчались из Винницы в Киев, чтобы успеть на самый ранний самолет. И когда мы втроем в Борисполе бежали по пустому аэропорту, опаздывали, Наташа нас подгоняла. Я старался соответствовать темпу, а Армен Борисович все время ковылял сзади, и мы с Наташей тащили его, боясь, что опоздаем на самолет. И тут вдруг неожиданно к нам подходят милиционеры, совсем юные мальчики, подростки и говорят: «Ваши документы!» И Наташа сказала: «Ну, вот. Получили лицо кавказской национальности - давайте показывайте документы! Только резче, иначе опоздаем на самолет!» Самое потрясающее, что милиционеры не узнали ни Ар-мена Борисовича, ни Наташу! Для них этих артистов не существует! Но когда они увидели меня и услышали мой смех, то покраснели и стали извиняться, что не узнали выдающихся артистов. Я еще тогда пошутил: «Вот истинное лицо! По мне надо равняться! А вас уже никто не понимает и не помнит!» Наташа при этом смеялась невероятно вместе с нами. Вот она - цена нашей славы... Ведь и Джигарханян, и Гундарева узнаваемы, буквально во всех уголках мира в них тыкали пальцами: «Вон Джигарханян, Гундарева идут!» А тут - полное непризнание...

ТАТЬЯНА ДОГИЛЕВА

- НАТАША Гундарева -выдающаяся актриса, истинно народная. Я никоим образом не могу причислить себя к ее друзьям, но нас свела жизнь в последний год перед ее болезнью, потому что мы вместе делали спектакль «Не отрекаются любя», в котором она играла главную роль. Я была режиссером, а Наташа любезно согласилась поработать со мной. И для меня было великим счастьем работать с такой замечательной актрисой. Спектакль сыграли всего два раза - один раз в Москве и один раз в Самаре -при огромном зрительском успехе, и я увидела, насколько зрители обожают Наташу. Вот так же, как в литературе прошлых лет можно прочесть, как раньше обожали актеров...

Для меня была высокая честь, что Наташа согласилась работать в моем спектакле, потому что мои акции как режиссера при этом очень выросли, ведь до того никто меня за режиссера не держал. А тут - сама Гундарева у меня репетирует! И спектакль получился хороший, Наташа была очень довольна.

В отношениях между нами я соблюдала дистанцию, потому что относилась к Гундаревой с огромным пиететом и лишний раз не беспокоила. И хотя у нас сложились хорошие творческие отношения, подругами мы никоим образом не были. У Наташи были всего две близкие подруги, они не из театральной среды и они не бросили ее до самого последнего дня.

Наши дачи находятся рядом. В последнее Наташино лето мы как раз выпустили спектакль, она еще три недели отработала в своем родном Театре Маяковского и ушла в отпуск. Была чудовищная жара, я по-соседски зашла к Наташе и предложила ходить вместе в соседний бассейн. Она в это время загорала и сказала: «Ой, я так люблю лежать на солнце! Вынесу раскладушку, лягу и - красота! Обожаю солнце!» Я говорю: «Это же очень вредно!» А она так удивленно на меня посмотрела и говорит: «А у меня нормальное давление!» Хотя я знаю, что Наташа очень мучилась давлением, оно у нее было пониженное. И вот два дня она так загорала. Я не берусь утверждать, что ее болезнь началась именно от долгого лежания на солнце, но, думаю, что и это сыграло определенную роль, там было все вместе. Как мне потом объяснили, низкое давление так же плохо, как и высокое, значит, сосуды не в порядке. Но что явилось отправной точкой этой трагедии, я не берусь сказать.

Конечно, то, что случилось с Наташей, - это огромное несчастье. Ее болезни никто не ожидал, потому что Наташа была женщиной крайне сильной - хозяйкой положения. И она очень следила за здоровьем, поэтому, конечно, мы все были в шоковом состоянии, узнав о ее недуге, а потом и о ее уходе. Но я уверена, что ее не забудут, потому что такие актрисы рождаются раз в сто лет, а может быть, и реже.

Подготовил Андрей КРАВЧЕНКО

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых