aif.ru counter
38

Петр Тодоровский: «В любимой работе возраста не замечаешь»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ в Украине 27/08/2008

   ПЕТР Ефимович, какой из ваших дней рождения для вас самый памятный?

-  Это был мой день рождения, когда я еще работал в Одессе, на «Одесской киностудии». Собрались Володя Высоцкий, очень знаменитые режиссеры Хуциев и Венге-ров, который, в частности, на «Ленфильме» снял картину «Рабочий поселок», где в главной роли снялся Олег Борисов. По-моему, еще была Кира Муратова, мы тогда жили в одном доме. Было весело, очень даже весело, потому что лето, окна распахнуты, Володя Высоцкий поет, я ему подыгрываю. И вообще мы себя вели очень шумно, дворничиха нас уже стала предупреждать, потому что был второй час ночи. А происходило все в Доме отдыха работников искусств, то есть там находились и оперные, и театральные люди, и киношники.

-  Ну, все привычные, могли бы и не возмущаться!..

-   Да-а!.. Но дворничиха потом все-таки привела участкового, потому что все уже начали жаловаться. Зашел молодой парень, младший лейтенант, такой строгий, приказал прекратить шум, хотел заставить нас замолчать, но -увидел Володю, тут же «расплылся» и говорит: «Разрешите мне тоже с вами посидеть, послушать Высоцкого?..»

-  Кто из артистов, которые у вас снимались, потряс вас больше других?

-  Вы знаете, у меня снимались много замечательных актеров и актрис и каждый был поразителен по-своему. Что Инна   Чурикова,   что   Женя Миронов - замечательные! А уж из старшего поколения -мой любимый актер Евгений Евстигнеев, который снимался у меня в трех фильмах. Но и остальные были прекрасны, поэтому кого-то одного выделить не могу... Скажу только, что большое влияние на меня имел Зиновий Гердт, которого я снял в главной роли в фильме «Фокусник», и после этого мы с ним до конца жизни дружили. Он всегда производил феноменальное впечатление, потому что был человеком очень большого диапазона: и писатель, и актер, и чтец. Потрясающе знал поэзию, музыкален был до предела, что практически нас сразу и сблизило. Это был мой любимый человек и любимый собеседник, с ним всегда было очень интересно и весело беседовать. У нас с ним была масса замечательных историй.

-   «Фокусник» был вашей единственной совместной работой?

-  Ну, еще мы как-то сочиняли, но не для публики. Был какой-то перерыв в съемках, и мы с Гердтом начали придумывать всякую ерунду на мелодию песни Никиты Богословского: «Он ее целовал, уходя на работу...» Эта песня тогда была очень популярна. И из нас понеслись строки: «Он ее запирал, уходя на работу, а когда приходил, отпирать забывал...» либо: «Он ее иногда, уходя на работу, а когда приходил, он ее никогда...», «Он ее как-то раз нехотя на работе, а потом приходилось почти каждый день...» Потом прошло время, мы снимали уже в другом городе, и вдруг Гердту стало плохо, ему суют лекарства, приехала «скорая», и когда Зиновия несли на носилках в машину, он вдруг посмотрел на меня и произнес тихонько: «Петя, есть вариант! Он ее целый день, не ходя на работу!..» Тут я понял, что он точно выздоровеет.

-   Да, Зиновий Ефимович был очень остроумным человеком.

-  А вот еще случай. Когда-то километр проезда на такси стоил десять копеек, а потом вдруг подорожал до двадцати! И стоит целая кавалькада такси - невероятное зрелище для того времени! Жители Москвы,   не   сговариваясь,   нес-

колько дней не ездили на такси - в знак протеста. Сплоченность людей была грандиозная! И вот мы с Гердтом идем мимо массы свободных машин, и один из таксистов кричит нам: «Эй, хозяин, куда ехать? Поехали!» Зиновий Ефимович даже не предпринял никакой попытки остановиться и, буквально не оборачиваясь, без паузы заявил водителю на ходу: «Нет-нет! Я в парк!..»

-   Я знаю, что однажды в Одессе вы с Владимиром Высоцким с ходу записали буквально десяток его песен. Как это произошло?

- Да, это правда. Мы жили напротив киностудии, а у Володи была язва желудка, он забегал к нам, и моя жена ему варила то манную кашу, то овсяную. И однажды он пришел и говорит: «Давай я тебе запишу свои последние песни». Как раз перед этим зашел ассистент и сказал, что ему можно никуда не торопиться, так как в ближайшее время он в съемках не занят. Он начал петь, а я взял гитару. У Володи мелодии были такие, что я мог угадать его мелодические ходы на два-три вперед. И я ему подыграл. И он спел и «Охоту на волков», и «Жираф большой», и другие песни. Мы целую бобину записали. И что самое потрясающее - я через неделю приехал от Бюро кинопропаганды с фильмом в Нижний Тагил, захожу в кабинет директора кинотеатра, а там уже два молодых парня с магнитофоном слушают нашу запись и говорят: «Петр Ефимович, расскажите, как проходила эта запись с Высоцким?» И это за тысячи километров! Распространение Володиных песен происходило мгновенно!

Я не могу сказать, что дружил с Володей, но мы довольно часто встречались и когда он снимался в Одессе, и потом - у друзей, на пляже. Я помню, когда он жил в Аркадии, мы собирались, и он очень   любил   петь.   Причем пел безотказно, никогда не ломался.

-  Еще одним значительным человеком в вашей жизни был Булат Окуджава...

-  Вы знаете, это, конечно, большая личность. Я был первым режиссером, который пригласил его в кино писать сценарий моего первого кинофильма «Верность». Это был 1965 год. Сочиняли мы долго, мучительно, потому что ни я не заканчивал сценарный факультет, ни он до этого не писал ничего подобного.

Я приехал в Ленинград, где Булат, когда ушел от первой жены, жил со второй женой на квартире у ее матери. И он приезжал ко мне во второй половине дня и мы писали, потому что в первой половине дня он занимался переводами -  зарабатывал деньги. Ведь до этого он заведовал отделом поэзии в «Литературной газете», а потом его оттуда убрали, жить было не на что, поэтому ему ребята полулегально присылали из Москвы подстрочники каких-то персидских поэтов, и он все это приводил в порядок. Но, в конечном счете, мы сценарий написали.

Мы с ним часто выступали вместе в Одессе - в клубах, в Театральном обществе. И его приглашали петь свои тогда еще первые песни. Булата в Одессе уже знали и любили.

У нас было плотное общение. Когда мы снимали «Верность», в одной деревне за Новой Каховкой, в окопах, я как-то поворачиваюсь и вижу -   на бруствере лежит Булат Шалвович! Как он добрался и как он нас нашел - непонятно! Ведь это же надо было из Москвы сначала в Херсон, из Херсона в Новую Каховку, а потом в эту деревню, причем только на случайной машине, потому что транспорт туда не ходил. Он приехал посмотреть на съемки и пробыл там с нами целую неделю. Надел военную форму и бегал в массовке по окопам.

-  Петр Ефимович, вам исполняется 83 года. Вы ощущаете этот возраст?

- Я до сих пор весь в работе, снимаю кино. В прошлом году закончил очень весомую картину «Рио-Рита», которой остался очень доволен, правда широкому кругу зрителей ее пока почему-то не показывают. А когда ты в любимой работе, возраста не замечаешь.

Беседовал Андрей КРАВЧЕНКО

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых