74

Региональные вузы исчезнут

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. АиФ в Украине 13/08/2008

Заместитель декана по учебной работе радиофизического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Алексей Нечипорук рассказал «АиФ» о неутешительных результатах вступительной кампании и о том, чем грозит существующая система независимого оценивания знаний школьников учебным заведениям страны.

Потянут ли «льготники»?

-  АЛЕКСЕЙ Юрьевич, как нововведение Министерства образования повлияло на жизнь университета?

-  Самая большая проблема, с которой мы столкнулись, -это сложности с «вычислением» количества наших будущих студентов (ребята должны были для зачисления в университет принести оригиналы документов). Ведь у абитуриентов была возможность подавать документы в десятки вузов на десятки факультетов. В прессе даже писали, что один абитуриент подавал документы в 32 учебных заведения. Например, на нашем факультете четверть абитуриентов подали заявления параллельно на 4-5 факультетов университета (не говоря уже о других вузах!). Мы потратили колоссальные деньги, обзванивая родителей и самих детей. Были случаи, когда человек сообщал по телефону о том, что забирает документы, а потом вдруг передумывал. Как результат, на некоторые специальности конкурс вырос до 50 человек на место. Министерство могло бы ограничить количество возможных мест поступления до 3-5 вузов, введя, например, отрывные талоны на сертификатах.

Но главным вопросом для нас остается цена сертификата. В том смысле, насколько полученные баллы соответствуют реальному уровню знаний вчерашних школьников. Ведь часть тестов проводились задолго до завершения школьной программы! В начале сентября мы собираемся провести тестовые контрольные работы по школьной физике, математике и программированию, чтобы определить действительный уровень знаний наших новых студентов и сравнить, как соотносится уровень знаний тех, кто поступил по результатам независимого тестирования, и ребят, которые еще имели в этом году некие преференции по поступлению.

-  В университете тоже наблюдается «нашествие» льготников? Как собираетесь с ними работать?

-  На нашем факультете на 125 бюджетных мест поступило 4 льготника (инвалиды с детства). Но на некоторых других специальностях в университете заявок от льготников было больше, чем бюджетных мест. Это ненормально. Поставьте себя на место преподавателя. Ведь к таким детям необходим другой подход. Многие льготники окажутся не такими одаренными, как поступившие с высокими баллами. Для них или должны создаваться спецгруппы, или привлекаться специально обученные преподаватели, которые будут работать по такой системе, как, например, в университете  «Украина». Многие из льготников должны быть там или в подобных государственных вузах. И, думаю, наши профессора с удовольствием читали бы для них лекции бесплатно. Я не представляю, как, например, на инженерном факультете дети, имеющие проблемы со здоровьем, смогут делать лабораторные работы. Даже по технике безопасности это большой риск. К сожалению, этот вопрос не был продуман государством.

-  А что будет делать университет со студентами-льготниками, которые «не потянут» учебную нагрузку?

-  У нас всегда был одинаковый подход и к тем, кто учится на бюджете, и к контрактникам. Мы всегда безжалостно выгоняем тех, кто не выполняет учебный план (до 25 % отсева к концу бакалаврам). Но скорее всего льготникам мы какое-то время будем делать поблажки. Впрочем, недолго (1-2 семестра, не более). Ведь мы обязаны держать марку! Потом меня же работодатели будут спрашивать: «Кого вы выпустили?». Они же перестанут к нам обращаться за нашими выпускниками! Поэтому в любом случае вуз вынужден будет расставаться с теми студентами, которые не справятся с программой. Мне кажется, многие из таких детей даже не представляют, на что они идут, - ведь учебная нагрузка очень велика. Например, может быть случай, когда студенту каждый день нужно будет колоть какое-то серьезное лекарство. Я не представляю, как он сможет учиться. Конечно, мы будем помогать, у нас и поликлиника рядом.

Медали -на свалку?

-  КАКИЕ еще предложения поступят от вашего университета в Минобразования?

-   Одним из необходимых сертификатов независимого тестирования для поступления в вуз в этом году был сертификат по украинскому языку и литературе. Конечно, очень важно, чтобы дети умели грамотно писать и говорить (замечу, что даже известные политические лидеры не делают это качественно!). Но, может, стоит по непрофилирующим предметам просто ставить зачет (если не меньше, например 150 баллов), а сам конкурс проводить исключительно по профилирующему предмету. Ведь, например, к нам на радиофизический факультет идут не филологи, а физики, математики и программисты. Если они не умеют грамотно писать - мы их «натаскаем» в физической терминологии (кстати, этому филологи все равно не учат!). А на данный момент нам необходимы их знания в сфере математики и физики. Подобный подход должен быть и на других специальностях.

Вообще существует президентский указ по специальным условиям функционирования нашего университета. Скорее всего, мы воспользуемся им и предложим Министерству образования внести некоторые коррективы в существующую систему поступления. Но сначала нам нужно подождать результаты первой сессии и их проанализировать.

Замечу, что в развитых странах система независимого тестирования складывалась постепенно, годами. А мы хотим все сделать за год!

-  Как вы думаете, чего следует ожидать в будущем, если существенных изменений в условиях поступления в учебные заведения не произойдет?

-  Меня, например, волнует вопрос: что будет теперь со всевозможными олимпиадами или специальными лицеями при университетах? Ведь у детей исчезнет стимул в них успешно участвовать. И что делать с медалистами? У них не будет возможности воспользоваться медалью: фактически планируемая Министерством система означает, что усилия школьников, которые упорно работали на протяжении деся-ти-одиннадцати лет, сводятся на нет.

Далее. Многие провинциальные вузы остались практически без студентов. А с другой стороны, существенно повысился конкурс на «модные» специальности - менеджмент, юриспруденция и др. Например, на прикладную физику (наше направление в бакалав-рате) в областных центрах практически нет конкурса, кроме Харькова, у нас почти три человека на место. А ведь там есть всемирно известные научные школы, которые требуют новых людей и свежих идей. Часто студенты из региональных вузов привозят медали с международных олимпиад по математике, физике, химии, биологии. К примеру, наш декан профессор И. А. Анисимов вернулся с международной олимпиады по физике из Вьетнама, где украинцы получили 4 бронзовые и одну серебряную медаль. Таких показателей нет даже у европейцев.

Беседовала Юлия ЩОРС

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых