aif.ru counter
34

Отдать на откуп

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. АиФ в Украине 16/07/2008

Не имей сто рублей, а имей СТО

СНАЧАЛА о событии. Выполняя Закон «Об автомобильном транспорте», 9 июля правительство утвердило порядок предоставления полномочий СТО по проведению техосмотра.

В Украине сегодня насчитывается более восьми миллионов автомобилей. Около пяти миллионов ежегодно проходят технический осмотр. Такие цифры не могут не радовать собственников СТО: они означают, что количество их клиентов в ближайшие месяцы может серьезно увеличиться. Кроме того, эксперты также прогнозируют и рост цен на услуги СТО. Правда, у водителей, если их не устроят цены СТО, останется право пройти государственный техосмотр в ГАИ (по месту регистрации машины) - всего за 34 грн.

Как рассказывают в МВД, новая схема получения техталона выглядит так: сначала водитель обязан проверить машину на СТО. Если обнаружатся неполадки - исправить их на техстанции. При этом закон запрещает ремонтировать машину на фирме, которая проводит техосмотр. Сделано это для того, чтобы осмотрщики не приписывали проверяемой машине несуществующие поломки. После починки машина направляется в ГАИ для проверки по электронным базам: не числится ли она в угоне, уплатил ли владелец все штрафы. После этого ГАИ выдает талон техосмотра.

Согласно принятому постановлению, лицензию СТО на проведение техосмотров Госавтоинспекция должна выдавать в течение двух месяцев после подачи документов.

В позитив новой системе можно занести то, что водителям не придется по полдня стоять в очереди на техосмотр. Считается, что данная система будет менее коррупционной для водителя. В негатив - возможные бюджетные потери. Исходя из стоимости         диагностики, бюджет рискует потерять около 170 млн. грн. Правда, часть этих денег должна вернуться государству в виде налогов с выросших доходов СТО. Еще одна отрицательная черта повышение стоимости услуги для автомобилиста, который, к тому же, рискует пройти «лечение» от несуществующих «болезней». Конечно, ремонт на месте прохождения диагностики запрещен. Но кто мешает СТО, подобно медицинским клиникам или врачам, договариваться о взаимном перенаправлении клиента?

И еще один важный момент: техническое состояние машин - это во многом залог безопасности на дорогах. Соответственно, возникают вопросы: не увеличится ли аварийность на дорогах, кто будет отвечать, если техническое состояние машины приведет к аварии, какие санкции можно будет применить к СТО. Ответов на этот вопрос ни постановление правительства, ни профильный Закон «Об автомобильном транспорте» не дают. Хотя, ради справедливости, нужно напомнить, что ГАИ также не несла и не несет никакой ответственности за качество техосмотра.

налогов - уже в его собственный карман и, заметим, по собственным правилам и расценкам. Доходило до того, что, к примеру, во Франции доходы откупщиков по налогу на соль в три раза превышали доходы государства от этого же сбора. Из-за этого пришлось даже установить правило: откупщик может получить не более одной шестой части налога.

В  России  идея  отдавать «в аренду» «кусочки»   государственной    власти появилась в XV-XVI столетиях, в эпоху Ивана Грозного. Частное лицо получало   «в   аренду» не просто налог, а территорию - управляло ею и с нее же кормилось.

Кормитесь, господа!

ТРАДИЦИЯ передавать в частные руки функции государства имеет давние корни. В XVI-XVIII веках в Западной Европе нередкими были случаи, когда государство, будучи не в состоянии собрать с населения все налоги и подати, было вынуждено отдавать их на откуп частным лицам. Поначалу власти проводили аукцион, победитель вносил сумму сразу, и ему официально передавали государственные полномочиями по сбору Украине в прошедшие годы были скорее распространены «кормления», чем «откупы». К примеру, довольно часто при Л. Кучме губернаторы безраздельно правили в некоторых областях более 5 лет и весь более-менее крупный местный бизнес де-факто замыкался именно на них. Впрочем, были и случаи «откупов». Наиболее свежий пример - частные структуры, обслуживающие рынок государственных закупок. Единственное различие - на рынке госзакупок обязательно должна быть структура, которая будет контролировать действия и чиновника-покупателя, и частника-продавца   (иначе,   как уже рассказывал «АиФ» в №26, сотни миллионов будут просто вымыты из госбюджета). И структура эта должна быть государственной, а не частной. К примеру, такой контроль может осуществлять СБУ. Если же государству выгоднее передать эти функции частнику, тогда нужно жестко и на уровне закона ограничить его вознаграждение. Иначе будет как в 2006-2008 годах, когда пул частных организаций регулировал государственные закупки, и продавцы с покупателями вынуждены были переплачивать миллионы за «консультационные и организационные услуги».

Похожую систему «откупов» пытались ввести и на рынке земли. Там посредники должны были проводить земельные аукционы.

Опыт показывает, что в тех сферах, которые не несут потенциальной угрозы человеческой жизни или нацио-^ нальной безопасности, «откупы» бывают эффективны. За рубежом эта система называется аутсорсинг - когда государству или, скажем, крупной корпорации, выгоднее нанять отдельную бизнес-структуру на выполнение определенных функций, чем выполнять их самому. Аутсорсинг активно используется уже и в Украине. К примеру, в Минобороны еще в 2006 г. начался эксперимент по привлечению частных фирм к процессу питания военнослужащих. Также сейчас обсуждаются возможности для привлечения коммерческих компаний к выполнению бытовых, хозяйственных и транспортных услуг для армии и к охране объектов (кроме артиллерийских складов).

Андрей НИКОЛЬСКИЙ

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых