aif.ru counter
131

«Резиновая» столица

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. Общество 09/07/2008

Заветная тысяча

ПО ИНФОРМАЦИИ партнера ООН благотворительного фонда «Ракада», наибольшее представительство в Киеве сейчас за выходцами с Кавказа, афганцами и вьетнамцами. В офисе международной организации по правам человека «Хиас» нам в свою очередь рассказали о немалом количестве приезжих из Индии. Как пояснили «АиФ», африканцев в последнее время стало меньше, так как еще недавние жители Киева - сомалийцы - всеми своими общинами перебрались в Винницу. Дескать, там, в отличие от столицы, и аренда квартир дешевле, и милиция попроще. Но до сих пор в Киеве остается так называемая «шулявская диаспора», включающая нигерийцев, конголезцев и сьерра-леонцев Увы, по мнению экспертов, точному подсчету такие гости не поддаются: можно лишь говорить об их компактном проживании или трудоустройстве. Численность крупных национальных меньшинств, проживающих в Киеве официально в среднем может достигать тысячи человек. В их число входят либо зарегистрированные студенты или сотрудники иностранных фирм, либо те мигранты, которые ходят с карточками беженцев. Или совсем уж полярное явление: одни давно обзавелись здесь семьей и стали полноправными киевлянами, другие же - нелегалы, вообще не дружат с миграционной статистикой. Одним словом, по каждому из названных сообществ одну тысячу можно смело умножать на два, три, а то и на десять.

Путь к киевлянке -через желудок ПО СЛОВАМ юриста благотворительного фонда «Ракада» Александра Макаревича, в основном, приезжие с Кавказа пытаются закрепиться в Киеве через «кухню». Азербайджанцы - это, прежде всего, кафе и ресторанный бизнес, в меньшей степени - точки по продаже шаурмы. Хотя изготовители данного продукта среди представителей этого народа тоже имеются. Тенденция такова, что в последнее время шаурму подминают под себя менее многочисленные узбеки и иранцы. Грузины, армяне и чеченцы, принадлежащие к крупным нацсообществам Киева, по мнению г-на Макаревича, шаурмой не торгуют - не тот менталитет, но свои харчевые заведения у первых двух имеются. «Про чеченцев могу лишь сказать, что это тайна, покрытая мраком, чем они здесь занимаются. До нас доходили лишь отголоски того, что они собирались открыть в столице швейные мастерские», -говорит Александр Макаревич. На вопрос, кому из приезжих в столице Украины жить хорошо, директор художественного клуба восточного танца «Шелковый путь» Игорь Бакаев уверенно отвечает: «Индусам!» Культурно сотрудничая с Посольством Индии и общественными организациями этой страны, Игорь успел разочароваться в некоторых выходцах с берегов Ганга. «В принципе, они ведут здесь широкий фармацевтический бизнес, владеют ресторанами и гостиничными комплексами. Переженились на киевлянках. Но в продвижении своей богатой культуры, увы, не заинтересованы и практически полностью заморозили поддержку нашего единственного в столице клуба индийского танца», - сетует дирекПриезжие выполняют ту работу, которой стыдятся киевляне.

Вещевые мигранты

АФРИКАНЦЫ из Нигерии, торгующие подержанными вещами на Шулявке, обычно жалуются на жизнь. Не мудрено, им больше всего достается от украинских «скинхедов». Но с киевлянами, как они выражаются, не имеющими ничего общего с расизмом, они уживаются хорошо. «Это те люди, которые приходят к нам и покупают у нас вещи, - рассказывает нигериец Мартин. - Они не брезгуют, относятся к нам по-человечески и уж точно не пойдут нас резать».

Тем не менее, юрист-международник Мартин, окончивший Национальный университет им. Тараса Шевченко, признается, что он бы с удовольствием уехал из Киева, если бы не его ребенок, родившийся здесь. «Я не могу его тут бросить, потому что в Киеве очень много людей, враждебно относящихся к африканцам. Часто нас оскорбляют в маршрутках и метро, а хозяева съемных квартир, не говоря уже об агентствах недвижимости, отказываются заключать с нами договора только потому, что мы черные».

Искусствовед Модус, окончивший Институт культуры и искусств, а сейчас работающий на Шулявке, считает неотъемлемым право любого человека самостоятельно выбирать место на планете, где ему хочется жить. Лишь бы были деньги. И никто не вправе ему указывать, что-де тебе здесь не место. Африканцам никто не спешит выдавать украинские паспорта, а милиция бесконечно терроризирует их проверками.

У «троещинских» афганцев и вьетнамцев дела обстоят куда лучше. Милиции почти не видно, да и многие из местных торговцев с Востока давно обзавелись необходимыми документами. Бежавшие в свое время от войны, они гораздо более откровенны, нежели по-азиатски хитрые вьетнамцы. Председатель афганской общины Киева Мохаммед Наим констатирует, что власти порой позволяют себе без суда и следствия изымать их вещевую продукцию, которую они готовят для продажи на Троещинском рынке. «Однако с киевской милицией мы все-таки стараемся дружить и умеем поддерживать с ней нормальные отношения», - многозначительно заявляет он.

В свою очередь, вьетнамец, представившийся как Анатолий Чук, по его заверению чувствует себя на Троещине почти безоблачно. За долгие годы торговли на рынке он сумел заработать себе на квартиру в Киеве. Но вот незадача: вложил деньги в прогоревший «Элита-центр». Теперь, как и большинство украинцев в столичном мегаполисе, вынужден скитаться по съемным апартаментам.

Артур САМАРЕЦ

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых