aif.ru counter
10.07.2008 13:33
19

Бюджетная добавка

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. АиФ в Украине 09/07/2008

Вариант Нацбанка: дешево и сердито

НАЦИОНАЛЬНЫЙ банк Украины по большинству расчетов и макроэкономических показателей бюджета с правительством согласился. В частности, не вызвал вопросов прогноз роста ВВП - он остался на прежнем уровне -6,8% за год. Учитывая постепенное ускорение экономического роста (на 0,2% ежемесячно), это вполне реальный показатель. А вот прогноз инфляции у банкиров вызвал сомнения. Действительно, уложиться в прогнозируемые 15,9% инфляции за год будет крайне тяжело. Тем не менее, Нацбанк готов поверить и принять даже этот показатель - но для этого просит вообще не увеличивать расходы госбюджета. Соответственно, по версии НБУ, все зарплаты и социальные выплаты должны повышаться исключительно по старому графику, без учета повышенной инфляции в начале года.

Вариант Кабмина: щедрою рукою ПРАВИТЕЛЬСТВО тоже пытается ограничить рост цен во второй половине года. Чтобы не плодить новых инфляционных ожиданий, Кабмин заложил в госбюджет довольно оптимистичный прогноз роста цен - 15,9%. Кроме того, учитывая, что и в Украине, и за рубежом растут, прежде всего, цены на продукты питания, правительство предлагает направить средства на поддержку сельхозпроизводителей. В частности, на удешевление кредитов для аграриев, на дотации под посевы сахарной свеклы и животноводство (+200 млн. грн.). Дополнительно 1 млрд. грн. министры предлагают выделить на Аграрный фонд, чтобы тот мог вовремя закупать в «закрома Родины» пищевые продукты.

Кабинет министров планирует разделить «бюджетную добавку» на три части. Первая должна пойти в социальную сферу: на повышение зарплат и социальных выплат в связи с инфляцией, а также на перевод всех бюджетников на Единую тарифную сетку, что позволит повысить зарплаты работникам медицины,        образования, культуры уже с сентября 2008 г. Кроме того, Кабмин планирует продолжить выплаты по сгоревшим в Сбербанке вкладам. Здесь ситуация такова: первую часть обязательств перед вкладчиками правительство выполнило - 6 млрд. грн. выплачены наличными (по 1000 грн. на человека). Но была и вторая часть обязательств: еще 12 млрд. грн. внеплановых поступлений от приватизации в 2008 году должны были пойти на взаимозачет вкладчиков по текущим обязательствам за жилищно-коммунальные услуги. Реализация этой части обязательств пока заблокирована, потому что заблокирована приватизация. В результате за I полугодие от приватизации получено... всего 305 млн. грн. И это при годовом плане в 8,6 млрд. грн. (!). В результате, чтобы хоть как-то разблокировать процесс выплаты компенсаций, правительство предложило в обновленном бюджете выделить еще 1,8 млрд. грн. на компенсацию пропавших вкладов (после жарких споров с Секретариатом сумму пришлось уменьшить до 1,4 млрд.).

Вторая треть «бюджетной добавки» должна пойти на инвестиции в регионы. Прежде всего, правительство предложило 100% экологического и 100% транспортного сборов оставлять на местах. Кроме того, в те города, которые готовятся принять Евро-2012 (а это, напомним, Киев, Донецк, Днепропетровск, Львов, плюс запасные - Одесса и Харьков) должны быть направлены дополнительные средства на улучшение коммунального транспорта, на восстановление исторической части городов и на ремонт коммунальных дорог. Отдельно полмиллиарда гривен будет выделено на обновление объездных дорог вокруг этих городов. Также предусмотрены деньги на ремонт аэропортов в этих населенных пунктах (хотя многие из них состоят не в государственной, а в коммунальной собственности). Причем большую часть миллиарда инвестиций в аэропорты должен получить аэропорт Донецка. В целом бюджет этого года, выделенный на подготовку к Евро-2012, после изменений должен составить почти 6 млрд. грн. Но кроме непосредственно государственных инвестиций, правительство также открывает (хоть и с довольно жесткими условиями) государственные гарантии под кредиты на дороги (на 24,3 млрд. грн.), на строительство метро в Днепропетровске и Донецке  (почти  на 1 млрд. грн.). Будет осуществляться финансирование и мегапроекта - два моста через Днепр - в Киеве и Запорожье.

Третья часть пирога бюджетных изменении - инвестиции в реальную экономику. По полмиллиарда гривен получат авиа- и судостроение. А вот с НАК «Нефтегаз Украины» ситуация сложнее - с одной стороны, из бюджета исчезла норма о госгарантиях под кредиты этой компании на сумму 12 млрд. грн., с другой, идет реформирование ценообразования в теплоко-ммунэнерго, и это, по прогнозам правительства должно стабилизировать работу монополиста.

Еще 3,1 млрд. грн. получит угольная отрасль.

Вариант Секретариата: в плену противоречий

ИНТЕРЕСНО, что Секретариат президента, в отличие от НБУ и правительства, единой «картины» своего видения изменений в бюджет пока не обнародовал.  Были лишь отдельные отголоски - то армии помочь, то «Нефтегазу», то экологической, то гуманитарной сфере. Более того, те заявления по бюджету, которые были сделаны президентским лагерем, друг другу противоречат. С одной стороны, Ющен-ко неоднократно заявлял о том, что доходы украинцев нужно проиндексировать на размер инфляции и ускорить их рост - именно это и предлагает правительство. С другой стороны, главный экономист Секретариата Роман Жуковский утверждает, что предложения Кабмина (как мы уже заметили, основанные на предложениях Ющенко) «слишком социальны». И что президент также против того, чтобы повышение зарплат, ранее запланированное на 1 ноября, правительство переносило на 1 сентября. «Тратить 1,3 млрд. грн. на то, чтобы перенести сроки на 2 месяца, нет оснований», - заявил чиновник.

Подготовил Сергей МИШУТИН

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых