aif.ru counter
03.07.2008 10:54
22

Подсчитали - прослезились

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. АиФ в Украине 02/07/2008

За первые полгода парламент принял, а президент подписал всего 46 новых законов (из них в силу вступило только 39). Более трети из них касалось присоединения Украины к международным конвенциям или подписания двусторонних договоров. Для сравнения: за весеннюю сессию прошлого года Украина получила 107 новых законов.

Интересно, что большинство принятых в 2008 году законов были поданы на рассмотрение не депутатами. По 18 принятых законов было подано президентом и Кабмином. Среди народных депутатов только Николай Томенко (фракция БЮТ) смог «протолкнуть» через парламентское сито два закона.

По сравнению с прошлым годом, эта сессия «проигрывает» и по количеству принятых постановлений (в том числе, по кадровым изменениям и по планированию работы над законами). В этом году было принято 176 постановлений, на весенней сессии 2007 г. - 542.

Впрочем, нельзя сказать, что депутаты вообще не работали. За эту сессию (по состоянию на 30.06.2008г.) было подано на рассмотрение в комитеты Верховной Рады 1916 законопроектов (за весеннюю сессию 2007 г. - 1922 законопроекта). В этом году больше всего «досталось» парламентским комитетам по государственному строительству и местному самоуправлению (281 законопроект), по правоохранительной деятельности (161), по экономической политике (148), по налоговой и таможенной политике (146).

ВТО: вступить и поскандалить

ВПРОЧЕМ, главное не количество, а качество. Все-таки на этой сессии удалось поставить точку (или хотя бы «жирное» троеточие) в решении некоторых довольно серьезных государственных проблем.

Первая - это вступление Украины во Всемирную торговую организацию. Опыт действующих членов ВТО показывает, что закон, ратифицирующий Протокол о вступлении Украины в ВТО, может серьезно ускорить экономическое развитие страны. Например, в Болгарии, которая втупила в ВТО в декабре 1996 г., уже в 1997 объем прямых иностранных инвестиций вырос в 2,5 раза, а еще через 2 года - в 4 раза по отношению к 1996 году. Правда, у стран СНГ эффект не был столь впечатляющим. Во многом из-за того, что их торговля «завязана» на Россию, которая пока не стала членом Организации.

Не успела Украина вступить в ВТО, как стала эпицентром скандала. Президент Ющенко ветировал изменения в Таможенный тариф Украины. Соответствующий закон должен был вступить в полную силу с 1 января 2009 г. - и тогда средневзвешенные импортные таможенные ставки на сельхозпродукцию снизились бы с 21,1% до 18,2% (конечный предусмотренный уровень - 10,1%), на промышленную продукцию - с 6,7 до 6,1% (конечный уровень - 4,8%). Но президент потребовал не ждать нового года, а сразу ввести новые ставки на импорт мяса, алкогольных и безалкогольных напитков, какао-порошка, шоколада и автомобилей. В качестве аргумента Ющенко заявил, что новый закон вызвал крайне негативную реакцию членов ВТО. Правда, глава государства при этом промолчал, что его желание немедленно ввести новые ставки в силу противоречит Бюджетному кодексу и не позволяет национальному бизнесу подготовиться к новым тарифам.

КСУ и Кабмин: с обновочкой!

ВТОРАЯ решенная проблема - комплектация Конституционного суда Украины. В начале июня были приведены к присяге трое судей по квоте президента. Хотя подобный жест считался уступкой правительства и Блока Юлии Тимошенко в адрес президента, тем не менее, уже в первые недели работы КСУ принял решение, которое играет на руку именно премьер-министру. Суд четко определил: если депутат по каким-либо причинам находится вне фракции, он теряет свой мандат. Таким образом, у действующей коалиции появляется неплохая возможность сплотить свои ряды, убрав перебежчиков.

Третье очко в зачет парламенту - за изменения в Закон «О Кабинете Министров Украины». Отныне премьер должен согласовывать с президентом увольнение министров обороны и иностранных дел, правительство обязано выполнять нормативно-правовые акты президента (в том числе - акты на выполнение решений Совета национальной безопасности и обороны), а право выдавать поручения передано всему правительству в целом, а не лично главе Кабмина. То есть закон усиливает влияние президента на принятие государственных решений. Впрочем, по сравнению с теми предложениями, которые обсуждались перед принятием закона, этот вариант - явно компромиссный.

Госзакупки - долой

ДЕЯНИЕ четвертое: парламент возвратил в правовое поле часть Госбюджета 2008 г., которая была отменена Конституционным судом Украины. Хотя де-юре КСУ был прав (практика внесения через бюджет изменений в другие законы противоречит Бюджетному кодексу), де-факто это поставило под угрозу реализацию бюджета стра-

ны, который, кстати, за 5 месяцев выполнен с профицитом - доходы превышают расходы на 6,1 млрд. грн.

Наконец, пятое достижение парламентариев - ликвидация посреднической схемы в государственных закупках. Напомним, что последние два года Тендерную палату и многочисленные консультационные фирмы, которые при ней действовали, не критиковал разве что ленивый. В то же время, ни президент, ни парламентарии, особенно жестко добивавшиеся ликвидации старой системы, новой пока не предложили.

Молитвы утонувших

И ВСЕ же, как ни горели на словах депутаты желанием осчастливить народ, за период весенней сессии им так и не удалось найти время или силы принять куда более важные для граждан законопроекты: «О жилищном фонде социального назначения», «О социальном диалоге», «Об установлении минимальной части зарплаты в структуре себестоимости товара», «О введении почасовой и минимальной почасовой оплате труда» и «О безопасности пищевых продуктов». Как ни просил президент, не дали нового законодательного урегулирования дорожному движению.

Обошли они своей поддержкой и законопроекты «Об ограничении депутатской неприкосновенности», «О местном самоуправлении», «О регулировании госмонополий», «О рыночном надзоре», «О стимулировании развития аг-ропрома в рамках требований ВТО». Не приняли бюджетные изменения на 2008 год для ускорения перехода армии на контрактную основу. Перенесли решение вопроса о создании Временной комиссии по проверке ситуации с обеспечением потребителей природным газом и возможных нарушений на энергетическом рынке страны. И махнули рукой на проект Трудового кодекса.

Все перечисленное - лишь малая часть тех документов, на которые они хотя бы пытались обратить внимание.

Сергей МИШУТИН, Анна НЕСТЕРОВА

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых