aif.ru counter
02.07.2008 18:24
22

К. Занусси: «Матрица» - это глубоко философская картина

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. АиФ в Украине 02/07/2008

Легендарный польский кинорежиссер, сценарист и преподаватель за свои без малого 70 лет успел много: жил во Франции, снимал в Италии, преподавал в Китае. Карьера мэтра началась символично: за его безмолвную дипломную работу «Смерть провинциала», снятую в монастыре, он почти одновременно получил премию от атеистов - в Москве и от католиков - в Венеции.

Между творчеством и заказом

-   КИНЕМАТОГРАФ  Восточной Европы часто обвиняли в идеологич-ности. Говорят, что она осталась в кино и сейчас, изменилась только идея...

-    Не согласен. Идеологическое кино всегда было плохим кино. Хорошее кино не могло быть идеологическим. Даже в СССР снимали немало неидеологических фильмов - и они были интересными. Если вы имеете в виду заказ, то он всегда нужен, просто как процедура. Если нет человека, готового дать свои деньги на производство, -как снимать? Иначе просто невозможно. И все же условия, которые продиктованы деньгами, - это трудные условия. Режиссер должен сам решить: готов он их принять или нет.

-   Режиссер и зритель становятся заложниками  метаний  творца  между творчеством и деньгами?

-     Нет, творчество - прежде всего. Но в этой ситуации нет ничего принципиально нового. Вспомните классическое искусство: тот же Микеландже-ло, творя свои скульптуры, жил в условиях постоянной борьбы между искусством и требованиями заказчика.

Голливуд-объединитель

-   У НАС часто говорят о национальном кино. Как по-вашему - что это такое и где можно провести границу?

-    Знаете, мир о национальном кино практически не говорит. Это скорее наша региональная болезнь в условиях восстановления наций. Но реально нас всех объединяет американское кино. Оно ведь выросло из наций, приехавших в свое время в Новый Свет. Только отдельные элементы напоминают о наличии национальной специфики. Это зависит от конкретной страны -где-то ее особенности подчеркивают больше, где-то меньше. Во франкоязычном кино, снятом в Бельгии или Швейцарии, можно заметить отличия от французского - значит, и небольшие ментальные отличия там есть.

-   Тем не менее, европейское кино в целом значительно отличается от голливудского, как правило, оно как-то тоньше и глубже?

-   Да, потому что европейское кино старше голливудского. Хотя и в Голливуде появляется очень серьезное кино, которого не хватает таким, как я. Та же «Матрица» - это ведь глубоко философская картина. В Европе уже давно не было ничего подобного. Это философия на уровне Тарковского, хотя и с элементами популярного кино.

-    Существует классический спор о том, должно ли кино воспитывать зрителя - что вы об этом думаете?

-     Воспитывать - это вообще недостойно. Никогда искусство никого не воспитывало, а если оно воспитывает, то это плохое искусство. Так говорили разве что коммунисты, и этот вопВоспитывать должно не искусство, а мама с папой

рос сразу выводит диалог на марксистский путь. Воспитание - это совсем другое. За него отвечают не школа и учитель или кино, а семья и родители. Искусство - это лишь форма, через которую автор делится опытом, но никак не воспитание. Только идеологическое искусство может воспитывать, собственно, поэтому оно и плохо. Художник всего лишь делится своей мудростью. Если ему есть что сказать, - он имеет на это право. Но человек никогда не уверен в своей мудрости на 100%. Воспитание - это когда автор уверен в стопроцентном знании правды, которую зритель не знает вообще. Но я думаю, что подходить к искусству с таких позиций просто недостойно.

-   Выходит, что кино - это работа для людей, умудренных жизнью. Но может ли тогда автор достучаться до молодежи - ведь они живут на разной волне?

-   Посмотрите на ту же литературу -поэзию пишут подростки, а романы -уже зрелые люди. Кино гораздо ближе к романам, чем к стихам. Но все не так просто. По моим наблюдениям, кино, созданное молодым автором, имеет успех только у пожилых людей, а молодежи, оно, как правило, не нравится.

Найти героя

-   УКРАИНСКИЙ кинематограф страдает от бедности своего цеха. Говорят, что в Польше все совсем иначе. Как вам удалось защитить интересы польского кино?

-    Просто мы последовали примеру Франции и приняли закон, который направляет 1,5% от всей телерекламы и продажи всех билетов в кинотеатрах в Фонд национальной кинематографии. Это обеспечивает польскому кинематографу независимость от власти

и госбюджета. Это была победа польского Союза кинематографистов над сильным американским лобби.

-   Может подскажете, что делать украинским   защитникам   культуры, чтобы вывести кино и культуру из агонии?

-   Я бы им посоветовал, прежде всего, добиться законов, которые бы помогли им включиться в международные производства,  и одновременно искать и осваивать украинскую специфику. Не уходить в поэтическое фестивальное кино,  которое народ не смотрит, а дать ему узнаваемого и привлекательного героя.

-    И каким же должен быть украинский герой?

-    Мой личный образ типичного украинского героя сформировала одна

забавная история. Я постоянно принимаю у себя дома студентов и гостей из разных стран. В самом начале 90-х ко мне приехало 20 украинцев. Мы начали спорить о том, нужно ли художнику мечтать. Один парень утверждал, что нереальные мечты - это пустая трата времени. Он никогда не мечтал увидеть Европу, потому что не имел денег и связей. Я заметил, что он неправ: обязательно нужно стремиться достичь самого нереального -и предложил ему пожить в моем доме в Германии. Парень не знал английского, и я написал ему шпаргалку: «Я хочу визу». Вечером он подошел к немецкому послу и брякнул, как попугай: «Я хочу визу». Тот опешил, начал со мной советоваться, мол, гарантирую ли я его возвращение. Я заметил, что регулярно принимаю десятки гостей без всяких гарантий. Вряд ли один студент навредит Германии, даже если решит остаться. Ему дали визу. И он в тот же день уехал автостопом в Берлин. Мы ждали его 5 дней. Вернулся он счастливым, и рассказал, что приехал в Берлин поздно вечером и переночевал в каком-то подъезде. Утром он вышел на улицу и решил, что его обманули: все было похоже на спальные районы Киева. Оказалось, что это Восточный Берлин. Тогда он сел на метро и поехал в Западный Берлин. Вот тут он понял, что приехал в Европу. На радостях парень подошел к красавице-блондинке в униформе и расцеловал ее в обе щеки. Девушка была полицейской и его, естественно, отвели в участок. Но предъявить ему было нечего - виза законная. По его словам, он провел в полиции два дня, причем очаровал полицейских настолько, что те пили с ним шнапс прямо на работе. Потом он еще немного побродил по городу и тем же автостопом вернулся назад. Я не раз рассказывал эту историю в России - мне говорили, что русский ничего подобного не творил бы.

-    Что в этом было особенного?

-     В этом была независимость мысли, которая, по-моему, очень типична для украинского духа. Но я не могу определить такого парня в современные украинские герои - это вы должны найти типаж. Вариантов может быть много, главное - искать. Пока реального поиска я не вижу. Мне жаль, что «Тараса Бульбу» сняли россияне, а не украинцы. К счастью, есть Богдан Ступка. Может, его игра компенсирует все остальное.

Беседовала Анна НЕСТЕРОВА

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых