aif.ru counter
25.06.2008 12:40
55

Держи карман шире

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. АиФ в Украине 25/06/2008

ВПРОЧЕМ, прямой ущерб государства от этих схем несколько ниже - всего 3,2 млрд. грн. Но это сумма немалая. Для сравнения: годовые бюджеты таких городов, как Донецк или Харьков, составляют лишь 1,7-1,8 млрд. грн.

Основные претензии КРУ - к бывшему руководству Министерств топлива и энергетики (прежде всего, НАК «Нефтегаз Украины» и НАЭК «Энергоатом»), транспорта (основные претензии к «Укрзалгзнищ») и угольной промышленности.

Конечно, нельзя не учесть, что у данного отчета может быть политическая подоплека: глава КРУ Николай Сивульский баллотировался в парламент по списку Блока Юлии Тимошенко. С другой стороны, поданный КРУ отчет вызывает доверие по двум причинам. Во-первых, часть информации об упомянутых в отчете нарушениях и нарушителях ранее официально оглашалась другими контролирующими органами. В частности, Счетная палата еще в августе 2007 г. обвиняла Минуглепром в неэффективном использовании 400 млн. грн. Во-вторых, многие из упомянутых КРУ схем использовались еще три года назад. Причем за этот срок они не стали более совершенными или утонченными. Наоборот, многие из них стали проще и наглее.

Зачем платить меньше?

РЕКОРДСМЕНОМ нарушений на поприще государственных закупок является железная дорога (за 2007 г. зафиксировано нарушений на 1 млрд. 64 млн. грн.). По отдельным товарам цены поставщиков-посредников для железной дороги были в 17 (!) раз выше цен производителей. Яркий пример - в декабре 2007 г. «Укрзал1зниця» закупила 240 тыс. литров бензина А-95 и А-95 «премиум» по цене 7,5-8 грн. за литр. При том, что средняя цена на эти виды бензина составляла тогда 5,1-5,42 грн. за литр. Таким нехитрым образом компания-продавец дополнительно заработала на сделке не менее полумиллиона гривен.

Впрочем, тягу к «дорогим приобретениям» продемонстрировали не только железнодорожники. Две дочерние компании НАК «Нефтегаз Украины» активно закупали оборудование у посредников, в несколько раз переплачивая за товар. К примеру, одна посредническая компания покупает у производителей 2 бульдозера, 4 автокрана и 7 погрузчиков за 15,7 млн. грн., а потом продает их госпредприятию за 62,3 млн. грн. Разницу в 46,6 млн. посредник

кладет себе в карман. Понятно, что не без ведома и, вероятно, не без выгоды для соответствующего чиновника.

Скидки для «особых» клиентов

А ВОТ в сфере продажи государственной продукции по низким ценам лидирует угольная отрасль. Из-за применения схемы работы, при которой уголь реализовывался госпредприятием «Уголь Украины» по ценам ниже себестоимости, угледобывающие предприятия недополучили дохода на 544,6 млн. грн. Получается интересный парадокс в экономике: государство дотирует угольные предприятия, а наибольшую выгоду от этих дотаций получают собственники металлургических предприятий (основные потребители коксующегося угля).

Впрочем, серьезные «скидки» любят делать и на железной дороге. Более 100 млн. грн. дохода недополучила в 2007 г. «Укрзал1зниця» из-за того, что перевозила грузы некоторых операторов по тарифам ниже себестоимости. При этом, по данным КРУ, более половины из этой суммы смогла сэкономить одна транспортная компания, владельцами которой являются два народных депутата из Партии регионов. Кстати,

Открытая взятка - это слишком просто.

эта же компания, пользовалась особыми льготами по ремонту грузовых вагонов, из-за чего железная дорога недополучила дохода почти на 300 тыс. грн. Кроме того, ей была передана часть цехов и зданий вагонного депо в одном из городов Днепропетровской области. Из-за этого вагонное депо прекратило работу и недополучило дохода на 2 млн. грн.

Безвозмездно, то есть даром

КСТАТИ, безвозмездная передача государственного имущества частным компаниям - это также довольно распространенное явление. Хотя на «Нефтегазе» уже не первый год наблюдается очень непростая финансовая ситуация, в 2007 г. НАК безвозмездно передал другим структурам три котельные стоимостью 5,6 млн. грн. - даром что это напрямую противоречило и Хозяйственному кодексу, и Закону «О трубопроводном транспорте».

Несмотря на острый дефицит грузовых вагонов в Украине, за полтора года работы предыдущего руководства Минтранса 6503 вагона (общая балансовая стоимость - 111 млн. грн.) были переданы другим предприятиям железнодорожного транспорта. Вероятнее всего - для дальнейшей их продажи коммерческим структурам.

Не стесняются госпредприятия и списывать имущество: одна из шахт без разрешения Минуглепрома списала горношахтного оборудования на 4,6 млн. грн., кстати, документацию о сдаче списанного оборудования в металлолом компания не предоставила.

Не получка, но аванс

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ средства, данные частной компании на время, - это также неплохой источник дохода. В мае 2007 г. две донецкие фирмы получили 300 млн. грн. аванса на закупку материалов для строительства газопровода «Армянск - Джанкой». Целый год компании использовали деньги, не вложив в газопровод ни копейки. Для справки: если просто положить упомянутый аванс на банковский депозит, за год может «набежать» 30-40 млн. грн. прибыли. В апреле 2008 г. деньги были возвращены «в связи с невозможностью выполнения договора».

За 2007 г. одно государственное газовое предприятие роздало частным фирмам (многие из них оказались фиктивными) авансов на 474 млн. грн. Например, 1 августа 2007 г. 140 млн. грн. перечислили частной луганской фирме, в которой по несуществующему юридическому адресу работал всего один человек. 11 декабря 2007 г. эта фирма самоликвидировалась.

Не производством единым

«УКРЗАЛ13НИЦЯ» решила показать себя также и «серьезным инвестором». На данный момент общий объем ее инвестиций в разные виды бизнеса составляет 602 млн. грн. Но проблема в том, что толку от этих инвестиций практически нет - за прошлый год прибыльность составила всего 0,07%. Даже если бы компания просто положила эти деньги на банковский депозит, прибыльность была бы в 100-200 раз выше.

Продолжается и нецелевая трата государственных средств. При том, что в Западной Украине перед шахтерами еще до сих пор существует задолженность по зарплате, местное госпредприятие решило приобрести себе отель.

Подготовил Сергей МИШУТИН

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых