aif.ru counter
22.05.2008 14:09
26

Тесты: болезнь роста или агония?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. АиФ в Украине 21/05/2008

Стерпится -слюбится

РЕЗУЛЬТАТЫ тестирования по украинскому языку и литературе шокируют: 17,74% выпускников школ получили 6 баллов, 14,91% - 7 баллов, 11,45% - 8. И только 20,89% смогли заработать оценки 9, 10, 11 или 12. Споры о справедливости результатов не утихают, «пострадавшие» готовятся подавать апелляции, вот только не верят, что смогут еще раз пройти через подобный «ад».

«Мне приходится слышать от педагогов и родителей совершенно противоположные мнения, - рассказала нам одна из инструкторов ВНО (г. Днепропетровск). - Некоторые считают, что традиционные экзамены, как более привычная система проверки знаний, более эффективны. С другой стороны, известны случаи, когда с результатами прошлогодних тестов абитуриенты без всякого блата поступали в вузы. Думаю, этот факт может свидетельствовать об их объективности».

«По-моему, тесты лучше, чем экзамены, но к ним нужно привыкнуть, - рассказала «АиФ» Анастасия Вельская, ученица СШ №171 (г. Киев). - А пока суматоха и нервозность вокруг превращают процесс тестирования в настоящее испытание».

Многим «первопроходцам» ВНО пришлось испытать на себе всю болезненность адаптации к новой системе, но, по мнению педагогов, уверенность в своих знаниях помогает более спокойно пережить стресс. «Если абитуриент серьезно задумывается о своем будущем и действительно готовится поступать, используя лишь свои знания, он не испытает особых трудностей при переходе от экзаменов к тестам, - отмечает Наталья Щербакова, инструктор по внешнему независимому тестированию, г. Феодосия. -Это даже удобнее».

Без лишних вопросов

В    МИНОБРАЗОВАНИЯ считают, что делать категорические заявления о полной непригодности тестовой системы пока рано. А вот о ее совершенствовании следует серьезно задуматься, ведь непосредственные участники процесса тестирования уже заметили его явные недостатки.

«Для нас, учителей, процесс тестирования - это тяжелое испытание, - рассказал «АиФ» один из инструкторов, пожелавший остаться неизвестным. - По-моему, все уж слишком сурово организовано и засекречено. Для инструкторов даже короткая отлучка в уборную становится большой проблемой. Думаю, на Западе, откуда пришла эта система, все значительно    проще.    Отдельная проблема - цвет пасты в ручках. Дети в школах приучены к синему и фиолетовому цвету чернил. Разумеется, придя на экзамен, они начинают срочно искать черные. А еще мне интересно, как будет проводиться дополнительная сессия, если летом большинство учителей будут в отпусках. Или нам придется отказаться от отдыха? Что касается проверки работ, то у инструкторов не раз возникали недоразумения. Например, часть заданий по истории - это открытые тесты, которые проверяют учителя. Но ведь здесь большую роль играет человеческий фактор. Если четко выполнять требования метода, таких заданий следует избегать, пусть все проверяет компьютер. Что касается самих заданий, то даже мы, учителя, с некоторыми верными ответами были не согласны. Есть такие вопросы, ответы на которые дети вправе не помнить или не знать. Например, иллюстрация: очередь у черного входа магазина. Вопрос - «что изображено на картинке?» Ответ - «дефицит». Но ведь современным детям подобные картины незнакомы, даже если они внимательно прослушали курс новейшей истории. А, например, в тестах по истории Украины мы обнаружили много специфических вопросов с «западноукраинским акцентом», на которые сложно было отвечать детям из других регионов. Да и вообще задания оказались слишком сложными

-                          много работ остались незаполненными. Может быть, мы просто переживаем болезненный рост новой системы. Но пока у нее много недостатков».

Похоже оценила тестовые задания и Наталья Щербакова: «По-моему, некоторые вопросы были лишними - в них содержались тонкости и нюансы, которые почти никто не запоминает, да и, честно говоря, некоторые из них не обязательны для запоминания, например, высказывание какого-то деятеля на таком-то съезде. По-моему, главное знать, что это был за человек и что он сделал».

В Украинском центре оценивания качества образования на вопрос о соответствии тестов школьной программе неизменно отвечают: «Да, соответствуют. Поэтому лучшим способом подготовки к внешнему оцениванию является упорное и систематическое обучение. Освоение школьной программы - залог успешной сдачи тестов». Остается только уточнить, по каким учебникам? Ведь каждая школа выбирает учебники по своему усмотрению, поэтому цитаты, нюансы, детали, которыми снабжены тестовые вопросы, могут отсутствовать в одних школьных книгах и присутствовать в других. Как результат - даже «хорошисты» и отличники с уверенностью отмечают: «В тестах были вопросы, не включенные в школьную программу». А все потому, что учебников в стране явно больше, чем нужно. Но об этом - в следующем номере «АиФ».

Подготовила Юлия ЩОРС

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых