aif.ru counter
36

Вертолет в помощь

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ в Украине 23/04/2008

Вертолет в помощь

Циклон на восточном побережье Мадагаскара, наводнение в Мозамбике, голод и беспорядки на Гаити, вооруженные стычки в Судане, пожар в Турции – что общего между этими бедами? Ни за что не догадаетесь. Справляться с проблемами во всех этих горячих точках помогают украинские вертолетчики.

Вертолеты с украинским двоколором хорошо известны и сотрудникам ООН, и жителям постоянных «горячих точек» по всему миру. За шесть лет существования компания «Украинские вертолеты» стала постоянным участником гуманитарных ооновских программ, официальным перевозчиком Международного Красного Креста, Всемирной Продовольственной Программы ООН и Департамента Миротворческих Операций ООН.

В 2005 году украинские вертолетчики ликвидировали последствия землетрясения в Пакистане, в 2006 спасали людей во время наводнений в Кении, Эфиопии, Сомали,  Уганде, в последние три года тушили пожары в Португалии и Турции.

Еда обетованная

Условия работы вертолетчиков далеки от идеальных. «Мы всегда там, где помойки», - шутит инспектор по безопасности Григорий Кривошея. И это – не преувеличение. Вместе с командой трех вертолетов инспектор оказался в Мозамбике после разлива реки Замбези. И без того грязные бедные поселки этой африканской страны на время сезона дождей действительно превращаются в помойки, на которых сотнями гибнут люди. Их убивают голод, крокодилы и болезни – постоянные атрибуты наводнений. Две-три смерти в день от холеры или малярии там не считаются эпидемией, а отсутствие предметов первой необходимости – серьезной проблемой. Философский подход к жизни, присущий местным жителям, постепенно пытаются изменить сотрудники различных программ ООН. В рамках Всемирной Продовольственной программы (ВПП) они снабжают жителей Мозамбика рисом, кукурузой, галетами и сахаром. Красный крест поставляет москитные сетки, опреснители воды, лекарства, шприцы и мыло, рассказывает о СПИДе и средствах контрацепции, что для жителей Мозамбика, пожалуй, не менее актуально, чем спасение от наводнения, - в частности, потому, что  уже сейчас только по официальной статистике СПИДом инфицировано более 20% населения – и это при том, что большинство граждан никогда не выходят за пределы селения и ни разу в жизни не были в больнице на обследовании. «В нашей стране уже объявлена пандемия, - вздыхает Сандра Легг, старший авиационный офицер, координатор программы ВПП ООН в Мозамбике. – Бороться с этим очень сложно из-за неграмотности населения, антисанитарных условий и традиций, противоречащих правилам безопасности».

Грузы, необходимые для поддержания жизни мозамбиканцев,  перевозят вертолетчики – иначе на их доставку лодками по разлившейся реке придется тратить две-три недели. «За три месяца мы перевезли 1250 тонн груза», - рассказывает капитан вертолета Фокстрот Юрий Скляренко. За один раз вертолет способен поднять до 3 тыс. кг. грузов. Чтобы транспортировать все необходимое в селениях, украинцы проводят в воздухе по 7 часов в день. «Условия работы сложные: антисанитария, однообразная непривычная пища, тяжелый для европейцев климат – но мы относимся к этому спокойно, - смеется в ответ на каверзные вопросы инспектор Кривошея. – Конечно, здесь мы скучаем по дому. Зато вернувшись домой, тоскуем по Африке».

То же самое могут сказать и украинцы, оказавшиеся на Мадагаскаре. «Но это не значит, что мы тут подхватили «африканский синдром», или, как его еще называют «синдром белого хозяина жизни с деньгами», - смеется капитан вертолета Дельта-Дельта Сергей Деулин. – Просто здесь чувствуешь свою профессиональную востребованность». По словам капитана, на Мадагаскаре последствия стихии не так страшны, как в Мозамбике. Циклон Иван Грозный затопил рисовые поля и разрушил хижины. Но жилища здесь легкие, сплетены из растений, поэтому их несложно восстановить. А вот неурожай грозит голодом. Поэтому и приходится вертолетчикам возить в труднодоступные горные деревни рис, галеты, сахар. «Работать с украинцами легко и интересно, они серьезно относятся к работе», - радуется малагасиец Лондри Разафиндамбаль, глава общественной организации, которая сотрудничает с ВПП ООН. Кстати, для Лондри общение с вертолетчиками – это еще и возможность вспомнить молодость. «Я учился в Москве, а моя жена Юли – в Киеве, мы познакомились на вашей родине», - рассказал он.

То война, то выборы

    Совсем в других условиях приходится работать вертолетчикам в Судане. Здесь их грузы – не только продукты питания и медикаменты, но и люди: солдаты, военная полиция, наблюдатели, следящие за проведением выборов. А недавно ребята перевозили школьные учебники для суданских детишек и все необходимое для проведения в стране демократичных выборов: урны для бюллетеней, канцтовары, бумагу. «В первую очередь мы должны обеспечивать работу миссии ООН, - рассказал «АиФ» старший вертолетной группы в Судане Анатолий Шевченко. – Последние пять дней мы перевозили солдат Нигерийского батальона и их имущество. По решению ООН для стабилизации ситуации в провинции Дорфур будет базироваться 25 тыс. человек. Так что работы хватает. Рабочий день – по 10 часов, в среднем примерно половина из них – в воздухе».

Анатолию – 46 лет, он полковник вооруженных сил Украины в отставке. «Мы еще полетаем! – смеется он. – я недавно вернулся с Гаити, отдохнул дома два месяца – и в Судан до середины сентября. Конечно, скучаю по родным. Но и сидеть дома на диване не могу». Только за март его группа перевезла 1 476 пассажиров и 475 тонн грузов. На вопрос о безопасности Анатолий ответил уклончиво: «С профессиональной безопасностью все в порядке. И для нас, и для нашего руководства это – прежде всего. А вот о безопасности в Судане мы говорить не имеем права. Родным сообщаем только, что вернемся вовремя, живыми и невредимыми.»

   

Авиапарк компании - 16 вертолетов Ми-8 советского производства, взятых в аренду у Минобороны и отремонтированных за счет ЗАТ «Украинские вертолеты». На каждую машину компания тратит 5 млн.  и 4-5 месяцев труда.

***

Несмотря на тяжелые условия, вертолетчики не жалуются: и на Гаити, и в Судане, и на Мадагаскаре – повсюду они чувствуют себя нужными, ведь на родине их давно отправили в отставку или на пенсию. Почти все 60 человек летного состава компании – отставники-военные, хотя всем им в среднем по 40-45 лет. У каждого за плечами – как минимум по 5 тыс. часов налета, перенимать опыт у них приезжают американцы и европейцы, осознавшие уровень профессионализма украинских вертолетчиков. «Мы и дальше хотели бы сотрудничать с украинскими вертолетчиками, - рассказала «АиФ» старший авиационный офицер,  координатор программы ВПП ООН в Мозамбике Сандра Легг. – Они отличные профессионалы, отлично работают и никогда не ноют – настоящие мужчины».

Кстати

«Украинские вертолеты» ликвидируют пожары не только за морем, но и в родной стране. Правда, в отличие от вылетов в Португалии и Турции, в небо над Украиной они подымаются бесплатно. «В нашей стране не так много профессионалов, у которых есть опыт работы на пожарах, - рассказал глава компании Владимир Ткаченко. – Поэтому мы не могли остаться в стороне, когда на Херсонщине и в Крыму горели леса. К счастью, как раз в это время мы закончили ремонт одного из вертолетов. Его-то мы и предоставили в распоряжение МинЧС – совершенно бесплатно.» Конечно, тушить пожары с помощью вертолета куда эффективнее, чем лопатой. За несколько дней работы вертолетчики вылили на огонь более полутора тысяч тонн спасительной жидкости.

Марта Шарецкая

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых