aif.ru counter
01.05.2008 16:23
22

Юлия Тимошенко: «Внешнее тестирование не должно быть стихийным бедствием»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. АиФ в Украине 30/04/2008

Справедливость есть ...

ПРОБЛЕМЕ внешнего тестирования правительство посвятило отдельное заседание. В присутствии премьер-министра были заслушаны все заинтересованные стороны: родительские комитеты, ассоциации школ и ректоры вузов. Чтобы устранить все нестыковки, в том числе и законодательные, Юлия Тимошенко поручила рабочей группе во главе с вице-премьером Иваном Васюником работать в режиме ежедневного контроля за ходом тестирования. Для сохранения объективности в рабочую группу вошли представители общественности, школ, вузов, а также народные депутаты-представители парламентского большинства и представители оппозиции. Задачу рабочей группы премьер-министр сформулировала так:

-  Чтобы не было стрессов ни для системы образования, ни для учеников, ни для их родителей. Ни один ребенок не должен пострадать от несправедливости.

Кроме текущего контроля группе поручено заняться разработкой всех необходимых законодательных изменений, чтобы тестирование проходило строго в рамках правового поля.

- Дети и родители должны четко знать, какой документ свидетельствует об окончании учебы в средней школе, знать, на чем в дальнейшем будет базироваться оценка знаний, - подчеркнула Тимошенко.

Рабочая группа представит пакет необходимых законодательных изменений к 13 мая - началу работы Верховной Рады. Премьер уже обратилась к депутатам с просьбой рассмотреть эти вопросы в первоочередном порядке.

Проверка на прочность

ЕСТЬ еще одна проблема, на которую обратила внимание премьер во время анализа ситуации. Дело в том, что сегодня дети вынуждены сдавать экзамены трижды. Один раз - выпускные, второй -тестирование. А в третий раз, успешно сдав тесты, абитуриенты должны пройти собеседование в вузах. Последние отличаются, в зависимости от порядка приема в конкретный вуз. Это тройной стресс для выпускников, поэтому правительство намерено так построить систему, чтобы тестирование полностью заменило экзамены. Некорректным выглядит и само оценивание знаний школьников, когда программа еще не вычитана: тесты проходят, начиная с конца апреля, а занятия в школах продолжаются до конца мая.

-  Нам нужно будет в следующем  году  сделать  абсолютно по-другому, - считает премьер, -   тестирование начинать   только   тогда,   когда будет окончен учебный процесс.

Она настаивает на том, что особое внимание следует уделить качеству тестов. Для наработки документов высокого качества, порядок их подготовки будет изменен. Сохраняя всю систему секретности тестов, чтобы не вызывать субъективности результатов тестирования, правительство намерено привлечь к их разработке и представителей школ, и представителей вузов.

Возвращаясь к текущей ситуации, премьер выразила беспокойство по поводу того, что сегодня около 50 тыс. учеников не пришли на тестирование по первому предмету - украинскому языку и литературе.

-  Мы разберемся, почему так произошло, почему дети не пришли на тестирование. И, если будет необходимо, мы для определенных категорий учеников, не присутствовавших на тестировании, создадим дополнительную возможность пройти тесты, - пообещала Тимошенко.

Правительству предстоит также решить целый ряд вопросов, связанных с учениками, решившими обучаться в вузах заочно, на коммерческой основе, и абитуриентами, закончившими школу в предыдущие годы. Впрочем, по этому поводу премьер была настроена оптимистично, она уверена, что Кабмин сможет создать систему, при которой высшее образование будет доступно для всех, кто имеет необходимый уровень знаний и желание учиться.

Альтернативы нет

ВО ВРЕМЯ заседания премьер-министр обратила особое внимание на то, что она своевременно отреагировала на обращения из различных регионов по поводу неготовности значительной части учеников сдавать тестирование исключительно по-украински.

- Правительство приняло решение, что в ближайшие несколько лет можно будет сдавать тесты на том языке, которым школьники владеют лучше, - заявила Тимошенко, - мы и в дальнейшем будем работать так, чтобы внешнее независимое тестирование знаний не превращалось в стихийное бедствие, а было желанным и для учеников, и для их родителей, и для всей системы образования.

Премьер уверена, что грамотно разработанная система тестирования повысит уровень знаний тех, кто желает продолжить учебу, и нанесет серьезный удар по коррупции в сфере образования. Уже ради этого эффекта такие реформы образования необходимо проводить.

Не без гордости, Юлия Тимошенко обратила внимание участников заседания на то, что «в то время как по всей Украине идет политическое противостояние, не работает Верховная Рада, правительство остается стабильным и работает на стратегических направлениях. Я уверена, что это и есть тот оплот государственной политики, без которого немыслима страна».

Резюмируя итоги заседания, посвященного первому масштабному проведению ВНТ в украинских школах, премьер подчеркнула, что правительство будет каждый день отслеживать все процессы, связанные с проведением внешнего         тестирования

оценки знаний учеников и реагировать на все возникающие вопросы. В правительстве уверены, что Украина должна цивилизованно переходить на новую систему оценки знаний, поскольку мировой опыт показывает, что альтернативы внешнему тестированию сегодня не существует.

Анна ОРЕШКО

КСТАТИ

Накануне проведения внешнего тестирования преподаватели Днепропетровского национального университета проанализировали официальный справочник с тестами и обнаружили, что каждый десятый тест, подготовленный для независимого внешнего оценивания выпускников, ошибочен. О своем открытии они обратились к министру образования и руководителю Центра оценивания качества образования с просьбой исправить ошибки. По данным экспертов, больше всего ошибок обнаружилось в тестах по правоведению. Из 450 вопросов 43 - с неправильными ответами. Масса ошибок обнаружена и в вопросах по истории и украинскому языку. Лучше всего подготовлены тесты по точным наукам - в них грубых ошибок не нашлось. Эксперты полагают, что причина низкого качества тестов в том, что их готовили недостаточно квалифицированные специалисты. Многие авторы тестов - обычные школьные учителя. А вот если бы тесты составляли известные в украинском экспертном кругу специалисты, этого бы не было. Утешает лишь то, чтоошибки были обнаружены загодя, и у составителей было время для их исправления.

Информированы, но не уверены

ПО ДАННЫМ исследования состояния коррупции в системе образования, проведенного в рамках проекта «Достойная Украина», выпускники считают, что внешнее независимое оценивание на 59% менее коррумпировано, чем обычные вступительные экзамены в вуз. Но всего 35% выпускников считают перспективными антикоррупционные действия правительства, а большинство родителей студентов и представителей школьной администрации уверены, что действия правительства недостаточны или не являются эффективными. При этом почти 50% родителей ничего не знают или плохо проинформированы о деталях тестирования. Зато 70% выпускников чувствуют себя экспертами в этом вопросе.

Проект «Достойная Украина» существует независимо от украинского правительства: стартовал в конце 2006 года и просуществует до апреля 2009-го.

ЯЗЫКОМ ЦИФР

6 тысяч общественных наблюдателей следили за проведением внешнего тестирования по украинскому языку и литературе.

512 тыс. человек зарегистрировались в 2008 году для прохождения внешнего тестирования для вступления в вузы.

Помедленнее, пожалуйста

В ЯНВАРЕ этого года спикер АР Крым Анатолий Гриценко обратился в Минобразования с просьбой разрешить выпускникам крымских школ проходить внешнее тестирование на русском языке. Просьба крымского парламента обоснована тем, что в Крыму 95,6% учащихся обучаются на русском языке, 6,3% - на татарском и только 3,2% - на украинском языке.

Аргументы и факты в Украине

 

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых