aif.ru counter
39

Кому утро - доброе?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ в Украине 16/04/2008

Жизнь с хронотипом

КАК объясняют психологи, проблемы с ранним подъемом чаще всего испытывают дети с хронотипом «совы». Маленькие «совы» любят с утра поспать, а первая половина дня у них уходит на то, чтобы окончательно «проснуться», но зато к вечеру такие дети испытывают прилив энергии и их работоспособность значительно увеличивается. Другие психологи отмечают, что независимо от хронотипа, для всех детей существует период пониженной работоспособности - с девяти до десяти утра. Именно в это время дети сидят на уроках. «С утра эффективность умственной и физической деятельности детей несколько снижена, - отмечает Виктория Борисова, детский психолог Центра психологии семьи «Лелека». - Часто именно это становится одной из причин неуспеваемости ребенка. К сожалению, далеко не во всех школах работают детские психологи, которые могли бы определять причины неуспеваемости и давать учителям рекомендации по тому, как применять к ученикам критерии оценивания».

Наша система образования не предусматривает индивидуальный подход к развитию ребенка. Но сегодня некоторые родители находят выход из ситуации - выбирают для детей индивидуальные формы обучения, нанимают репетиторов, организовывают дополнительные занятия.

Нет - пернатым

ОСТАЛЬНЫЕ педагоги, врачи и психологи в один голос утверждают - нет никаких «сов» и «жаворонков», и здесь главное - строгий режим дня ребенка, правильный подход к своему чаду и спокойная обстановка в семье. «Во все времена люди вставали рано, - отмечает Федор Лапий, ассистент кафедры детских инфекционных болезней и детской иммунологии Национальной медицинской академии Украины. - Это нормально и естественно. Мой ребенок каждое утро встает в 6.30 и у него ранний подъем не вызывает никаких негативных эмоций. Главное - ребенок должен спать не меньше восьми часов в сутки. А деление на «сов» и «жаворонков» - надуманнное. Это придумали люди, чтобы оправдать свою любовь подольше поспать. Родители сами делают из своих детей «сов», подстраивая их режим под свою деятельность».

И все же, как отмечает педагог-психолог Елена Андриец, современным детям сложнее вставать рано утром, чем учащимся советских школ. За прошедшие годы увеличился не только экологический, но и психологический прессинг, вследствие которого и физическое и психическое здоровье детей значительно ослабло. Такой ранний подъем - наследство старой системы образования, когда начало уроков привязывалось к рабочему графику родителей, спешащих на государственную службу к 7-8 часам утра - до этого нужно было успеть отправить ребенка в школу. И пусть времена изменились, и по сей день большинству родителей необходимо начинать работу не позднее 8 часов утра.

Как считают опрошенные нами психологи, современная система образования, при которой ребенок обязан идти в школу в шесть лет, также не учитывает детских психофизиологических особенностей. Результаты многочисленных тестов и наблюдения многих педагогов и психологов показали, что шестилетние дети не готовы начинать учебу в школе.

Юлия ЩОРС

Психологи советуют

Необходимо помочь ребенку преодолеть неудобства утреннего подъема. Попытайтесь придумать стимул для раннего подъема. Таким стимулом может стать сюрприз под подушкой, продолжение сказки или небольшая игра-соревнование, например, «кто быстрее оденется». И, конечно же, не надо забывать о зарядке и бодрящем душе. Создайте ребенку светлое радостное утро, расскажите о том, что сегодня его ждут сюрпризы - и тогда, может быть, ему захочется поскорее начать этот день.

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых