aif.ru counter
47

Наш номер 152

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ в Украине 16/04/2008

Заявку на вступление Украина подала еще в далеком 1993 году. И вот, спустя 15 лет, вступление было одобрено и поддержано украинским парламентом.

За соответствующий закон проголосовали 411 народных депутатов. Такого единодушия среди народных избранников не было давно. Это дает нам повод рассчитывать, что вступление в ВТО для Украины действительно станет благом. «АиФ» решил пристально рассмотреть, какие выгоды от участия в этой организации уже через месяц получат различные сферы отечественной экономики.

Транспорт.Ставка на дешевизну

КАК рассказал «АиФ» член парламентского комитета по вопросам транспорта и связи Игорь Шкиря, от вступления в ВТО транспортная отрасль получит значительно больше плюсов, нежели минусов.

- Что касается международных автоперевозчиков, то для них выгода очевидна. Для них, в первую очередь, благодаря снижению таможенных пошлин, станет доступнее импортная техника, которая в Украине, к сожалению, не выпускается. Безусловно, этот процесс повлечет за собой усиление конкуренции. Но с этих пор украинские компании благодаря обновлению автопарка смогут конкурировать с европейскими на равных.

Сегодня ситуация в сфере грузового транспорта осложнена тем, что на рынке ощущается острая нехватка лизинговых программ и кредитных продуктов для компаний, занимающихся перевозками. Но имеющийся большой спрос, в итоге, приведет к увеличению предложения.

Кроме того, либерализация рынка достигнет качественно нового уровня. Украина и так наращивает объемы перевозок, а с вхождением в ВТО для отечественных компаний откроются новые маршруты.

Что касается железнодорожного транспорта, то в этой сфере для нас не все так радужно, потому как Советский Союз намеренно оградил себя от внешнего мира размером колеи. Но смена подвижного состава способна решить и эту проблему.

-   Конечно,   изменения грядут не в первый же день после присоединения к ВТО. Вступление некоторых законов в силу отложено на осень, на следующий год и так далее. Но, как бы там ни было, транспортной отрасли от вступления Украины в эту организацию хуже не будет -это точно, - подытожил Игорь Шкиря.

Рядовой потребитель получит возможность сэкономить при покупке импортных автомобилей. Если сегодня ставка таможенной пошлины составляет 25% от стоимости транспортного средства, то с первого года после вступления Украины в ВТО она должна быть снижена до 10%.

А вот отечественные автопроизводители бьют в на бат. Мол, такая таможенная политика приведет к тому, что украинский автопром в одночасье умрет под давлением дешевого импорта. С другой стороны, японские и немецкие автомобили дороже китайских, и тем не менее их продажи ежегодно растут. Дело тут, наверное, в качестве.

Сельское хозяйство. Без дотаций не выжить

НЕСМОТРЯ на то что наибольшее недовольство вступлением в ВТО высказывают сахарозаводчики из-за квоты на импорт сахара-сырца и молокопроизводи-тели из-за прихода на рынок иностранных компаний, для беспокойства нет причин. Достаточно сказать, что квота на импорт сырья для сахаропроизводителей существовала всегда. И никто не заставляет сахарозаводчиков выбирать всю эту квоту. Ведь можно просто не покупать импортное сырье, чтобы потом не говорить об оккупации внутреннего рынка западными компаниями-экспортерами.

Что касается молочников, то вряд ли в Украину станет поступать дешевое импортное свежее молоко. Просто потому, что это скоропортящийся продукт: его сложно транспортировать. А сухое молоко в производстве используют уже давно - его потребляет, в основном, кондитерская промышленность.

И все же часть экспертов считает, что вступление Украины в ВТО ничего хорошего сельскому хозяйству не принесет. В частности, оно лишит отечественного производителя всех дотаций и льгот, которые сегодня предоставляются государством.

По мнению президента Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Ярослава Кардаша, после присоединения к ВТО отечественного сельхозпроизводителя сметут с рынка западные. «Если условия ВТО не позволяют дотировать отечественного производителя напрямую, то нужно активно использовать все возможные механизмы непрямых дотаций», - считает он.

Под непрямыми дотациями можно понимать возмещение доли страхового платежа в сфере агрострахова-ния. По крайней мере такую схему не стесняются использовать на Западе.

Руководитель Проекта аграрного маркетинга Андрей Ярмак считает, что вступление Украины в ВТО может привести к всплеску инвестиций в плодоовощной бизнес страны.

- На рынке уже сегодня появляются новые крупные предприятия, которые обслуживают сети супермаркетов, а это значит, что основной рост плодоовощного рынка Украины еще впереди, - подытожил эксперт.

Банковская сфера. На службе у мифов

САМЫМИ ярыми противниками вступления в ВТО, наверное, были украинские банкиры. Во всяком случае, как утверждает глава Ассоциации украинских банков Владимир Сугоняко, его такая перспектива отнюдь не радует. «Мы «сдали» свой банковский рынок иностранцам», - сокрушается он.

И в его словах есть доля правды. С момента присоединения Украины к ВТО вступает в силу норма закона о «Банках и банковской деятельности». Согласно ей, иностранные банки смогут открывать свои филиалы в Украине.

Однако не факт, что они воспользуются таким правом. Как заверил нас эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Желудь, это маловероятно.

- Банкам выгоднее купить готовый украинский банк, с развитой сетью, с налаженным рабочим процессом, с опытными специалистами, нежели выходить на рынок «на пустом месте», - объяснил эксперт. - Скорей всего, на украинском рынке появятся только филиалы, ориентированные на работу с крупным бизнесом.

Что же касается постепенного вытеснения более мелких финучреждений с рынка, то этот процесс уже наблюдается на протяжении нескольких лет. Небольшие банки просто не в состоянии конкурировать с крупными. У них нет достаточного количества средств, чтобы выдавать кредиты как можно большему количеству заемщиков на длительный срок и зарабатывать на этом.

Миф о том, что с приходом иностранных компаний на рынке банковских услуг ситуация кардинально изменится, был развеян еще несколько лет назад. Как мы помним, ставки по кредитам стали падать не сразу, а только после того, как между   банками   усилилась конкуренция.

Что будет с зарплатами?

ДОХОДЫ населения будут расти. Особенно это будет заметно в тех отраслях, куда в первую очередь придут иностранные инвестиции. Сегодня существует небольшой дефицит квалифицированных специалистов в наиболее перспективных сферах. С приходом инвестиций опытные кадры попадут под постоянное внимание владельцев крупного бизнеса, которые, в свою очередь, будут готовы платить конкурентоспособную зарплату.

По оценкам экспертов, этими сферами могут быть инвестиционная деятельность, строительство, банковский сектор и страхование.

Будет ли безработица?

ТАКОЕ явление, как безработица, большинству наших граждан не угрожает. Когда наши границы откроются для европейских товаров, не будет волны закрытия отечественных предприятий. Если вдруг случится ситуация, при которой на украинский рынок хлынет поток более дешевых и конкурентоспособных товаров, то у Украины будут все рычаги для того, чтобы ограничить поступление на внутренний рынок иностранной продукции. Члены ВТО имеют на это полное право, если речь идет о защите отечественного производителя.

А проблема безработицы решится перетеканием рабочего ресурса в те отрасли, которые будут подпитываться иностранными инвестициями.

Что будет с ценами?

ТЕНДЕНЦИЯ снижения цен на продукты питания в сегодняшних условиях выглядит нонсенсом. Еда дорожает во всем мире, и это факт, с которым нужно смириться. Однако конкурентная борьба на рынке будет немного жестче. И на рынок придут новые игроки, выбор товаров и услуг станет несколько шире, а потому мы, потребители, конечно же, будем иметь возможность выбирать то, что больше нам подходит, исходя из соотношения цена/качество.

Важно и то, что после вступления в ВТО мы перестанем терять прибыли из-за запретов на импорт нашей продукции. Отрасли перестанут недополучать прибыль и смогут позволить себе понизить цены.

Российский газ взвинтит цену на услуги ЖКХ?

ГАЗ будет дорожать, независимо от того, вступили бы мы в ВТО или нет. Это энергоресурс, цена на который растет во всем мире. Как только Украина будет готова платить за газ рыночную цену, все спекуляции на тему зависимости от российского газа прекратятся.

Кроме того, России не мешает членство Украины в ВТО. Наоборот, Украина сможет поспособствовать вступлению своего северного соседа в организацию. К тому же странам-участницам можно организовывать зоны свободной торговли между собой. Вот вам и возможность создать такую зону с Россией.

Опыт соседей

ЧЛЕНАМИ ВТО уже является ряд стран бывшего СССР. Страны Прибалтики и Грузия могут похвастать наиболее внушительными результатами вступления в организацию. Это и рост экономик стран, и внушительные инвестиции.

А вот нечем гордиться Молдове и Киргизии. Дело в том, что эти страны не проводили целенаправленных на вступление в ВТО экономических реформ внутри страны. Их целью было просто вступление в организацию. В переговорном процессе они даже не пытались отстоять интересы своих производителей, а соглашались на все условия, которые им были поставлены. Но сравнивать Украину с Киргизией, не имеющей выхода к морю или даже Молдовой, мягко говоря, было бы некорректно.

Евгений МУДЖИРИ

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых