aif.ru counter
17

Цена газовой победы

Правительство Украины выжало из «Газпрома» почти все возможные уступки. Однако с 2009 года нам все же придется платить по европейским...

Информационная интрига

14 МАРТА в СМИ был опубликован текст нового Соглашения о развитии отношений в газовой сфере между НАК «Нефтегаз Украины» и ОАО «Газпром». Документ вызвал шквал негативных эмоций со стороны оппозиции. По данным источников «АиФ» в правительстве, текст соглашения был «слит» руководством «Газпрома» руководителям «РосУкрЭнерго» и «УкрГаз-Энерго» сразу же после окончания переговоров. После этого два дня и одну ночь напролет политтехнологи команды «Фирташ - Бойко» придумывали, как трактовать положения соглашения в невыгодном свете. В результате спикеры Партии регионов начали распространять слухи о том, что новое соглашение будет стоить Украине дополнительных 3-6 млрд. долл. при расчетах за поставленный российский и среднеазиатский газ. Цель атаки - заставить Виктора Ющенко поверить в невыгодность условий для Украины и намеренный провал переговоров с «Газпромом» усилиями Тимошенко.

Со своей стороны, премьер-министр и председатель «Нефтегаза» на пресс-конференции успокоили журналистов, указывая на то, что в тексте соглашения черным по белому зафиксирована старая цена на газ на весь 2008 год -179,5 долл. за 1 тыс. куб. м. Благодаря выполнению этой главной директивы президента Тимошенко удалось получить «добро» Ющенко на утверждение нового Соглашения.

Не все «Газпрому» масленица

В ЧЕМ ЖЕ СУТЬ нового соглашения? Об этом на специальных комитетских слу-

«Маленький газовый секрет» Дубины: посредники не додавали Украине газ.

шаниях в парламенте поведал глава «Нефтегаза» Олег Дубина. По его словам, Украина впервые за последние два года вышла на прямые отношения с «Газпромом». До этого, начиная с января 2006-го, «Газпром» продавал весь среднеазиатский газ на границе с Украиной посреднику - «РосУкрЭнерго». Тот, в свою очередь, продавал часть газа совместному предприятию - ЗАО «УкрГаз-Энерго». Несмотря на то что «Нефтегаз» владел 50% акций УГЭ, влиять на его политику не мог, поскольку интересы Украины в УГЭ де-факто представляли люди, присягнувшие на верность «Газпрому». В частности, Игорь Воронин. Благодаря этому УГЭ решало, кому и сколько газа продавать. Так, себе посредник оставил всех платежеспособных потребителей из промышленной сферы, продавая «Нефтегазу» голубое топливо для нужд теплокоммунэнерго и населения. Этот газ в силу низкой стоимости НАК продавал себе в убыток, который ранее покрывался за счет доходов от продажи газа промышленности. В результате к концу 2007 года общая кредиторская задолженность «Нефтегаза» выросла до 30 млрд. грн. и поставила стратегическую компанию на грань банкротства.

Теперь же ситуация перевернулась с головы на ноги.

«Нефтегазу» предстоит закупать газ на границе с Россией и самостоятельно решать, кому и сколько продавать. Это означает, что доля «Нефтегаза» на внутреннем рынке Украины вырастет практически с ноля до 90%. Оставшиеся 10% общего и 25% промышленного рынка стали вынужденной уступкой «Газпрому». В целом Соглашение позволит «Нефтегазу» в течение двух-трех лет выбраться из долговой ямы и превратиться в рентабельное предприятие.

Кроме того, О. Дубина опроверг информацию о том, что Украина согласилась купить использованные 1,5 млрд. куб. м российского газа по 320 долл. На заседании парламентского Комитета по госбезопасности и обороне Дубина продемонстрировал технический контракт между «Нефтегазом» и «Газпромом». Документ свидетельствует о том, что этот газ вернут России в товарной форме за счет сокращения потребления среднеазиатского газа летом.

Одним из главных плюсов соглашения также является фиксирование тарифа на газ до конца 2008 года. Речь идет не о наиболее низкой в Европе цене на голубое топливо, а об ее предсказуемости для планирования государственных расходов. Напомним, именно эта цена была заложена в Госбюджет-2008. Ее

сохранение разрешит сохранить государственные затраты и дефицит бюджета на предусмотренном уровне. Это значит, что цена на газ не повлияет на повышение темпов инфляции.

Вместе с тем, Дубина открыл «маленький газовый секрет». Оказывается, в 2006-2007 годах посредники недопоставляли Украине газ. «Прикарманенные» энергоресурсы продавались в Западную Европу по баснословным ценам. Однако в отчетности этот газ был записан на баланс Украины, и теперь «Газпром» закономерно требует возврата 3,5 млрд. кубометров газа, что в ценах 2008 года равняется 628 млн. долл. Тимошенко уже успела заявить, что направила в Генпрокуратуру запрос о привлечении причастных к разворовыванию госресурсов к ответственности.

Прежде всего, тревогу правительства и «Нефтегаза» после утверждения соглашения с «Газпромом» вызывают сигналы из Центральной Азии. Лидеры Туркменистана, Узбекистана и Казахстана рассматривают возможность повышения цен на сырье до уровня среднеевропейских. Поэтому Киев до конца 2008 года постарается договориться с поставщиками о «переходном периоде» в два-три года, до тех пор, пока «Нефтегаз» станет рентабельным.

Политический аспект

СОГЛАШЕНИЕ между «Нефтегазом» и «Газпромом» зафиксировало условия, с которыми готовы жить дальше лидеры страны. Показательна в этом смысле позиция спикера Верховной Рады Арсения Яценюка. Он также поддержал идею Тимошенко о необходимости возвращения государственной монополии на внутренний газовый рынок. Таким образом, между окружением президента и премьера появился «мостик», который объединяет позиции Ющенко (сохранение низкой цены на газ) и Тимошенко (устранение посредников между «Нефтегазом» и поставщиками газа из России и Центральной Азии). Переход функции снабжения и сбыта газа внутри страны к «Нефтегазу» станет также залогом политической стабильности.

В частности, в существующей политической системе «Нефтегаз» невозможно будет использовать для так называемого аккумулирования средств на президентскую избирательную кампанию, чем постоянно пугают народ «регионалы». Напротив, именно никем не контролируемое «РосУкрЭнерго», учрежденное антикризисным правительством, могло с успехом выполнять эту миссию.

Хрупкость коалиции БЮТ и НУ-НС не способствует вовлечению «Нефтегаза» в сомнительные схемы. Малейшее подозрение может вызвать скандал, разрушить коалицию и поставить вопрос о внеочередных выборах. Кроме того, контролирующие органы (Глав-КРУ, СБУ, Генпрокуратура, МВД) сегодня не подчиненные единому центру, как это было во времена Кучмы и Бойко. Эти инструменты помогали президенту и правительству контролировать друг друга, и в случае конфликта даже использовать их в политической и информационной войне. Поэтому, чтобы не истощить силы в противостоянии, Ющенко и Тимошенко придется договориться о прозрачных правилах игры на газовом рынке.

Петр РИВНЫЙ,

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также: