aif.ru counter
24

Сокровенно о неприкосновенном

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. АиФ в Украине 19/03/2008

Очень долгий ящик

В ПОСЛЕДНИЙ раз тема отмены депутатской неприкосновенности всплыла в недрах Секретариата президента накануне досрочных парламентских выборов как один из тезисов предвыборной агитации. Тогда пропрезидентские фракции даже подготовили специальный законопроект о внесении изменений в Конституцию, а антикризисная коалиция поддержала свой вариант изменений в первом чтении. Однако, когда дело дошло до формирования коалиции и нового правительства, об отмене неприкосновенности забыли, а законопроекты отложили в долгий ящик.

В очередной раз о лишении депутатов иммунитета заговорили после того, как президент решил созвать Национальный конституционный совет. Тогда Партия регионов в противовес Виктору Ющенко предложила лишить неприкосновенности не только депутатов, но и судей и президента. Под законопроектом было собрано необходимых 150 голосов, однако он не был направлен на экспертизу в Конституционный суд. Так же поступили со своим законопроектом и коалиционеры. А без заключения КС Верховная Рада не может рассматривать эти проекты даже в первом чтении.

Поэтому есть все основания полагать, что пока депутаты не рассматривают перспективу отмены неприкосновенности всерьез.

Простое решение

ПОЛНАЯ отмена неприкосновенности депутатов, судей и президента отбросит Украину назад в политическом развитии. Требование о четком гарантировании независимой деятельности названных должностных лиц было включено еще в 1995 году в заключение Венецианской комиссии по вопросам верховенства права и демократии Совета Европы, когда разрабатывалась первая Конституция независимой Украины. Если же реализовать норму, заложенную в проекте «регионалов», согласно которой Верховная Рада дает «добро» на привлечение любого чиновника или судьи к уголовной ответственности, несложно предвидеть негативные последствия. Например, парламентская коалиция, получив право преследовать своих оппонентов, сможет давать согласие под специально заготовленные уголовные дела. Поэтому в случае появления такого закона, его запросто можно будет оспорить в Конституционном суде.

На самом же деле депутатам хорошо известно, как бороться со злоупотреблениями во власти. Например, в комментариях Главного научно-экспертного управления ВР к депутатским законопроектам говорится о возможности сокращения масштаба неприкосновенности депутатов без вмешательства в Конституцию. Для этого достаточно отменить ч. 2 ст. 27 Закона «О статусе народного депутата», в которой говорится о недопущении «осмотра личных вещей и багажа, транспорта, жилого или служебного помещения народного депутата, а также нарушения тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции и применения других мероприятий» без согласия Верховной Рады на привлечение депутата к уголовной ответственности. Выходит, отменив это положение, депутаты дадут «добро» на то, чтобы правоохранительные органы могли применять определенные оперативно-розыскные мероприятия в отношении их самих. Понятно, что в таком случае парламентарий семь раз подумает, прежде чем давать противозаконные указания своим приближенным.

Так что, если и менять Конституцию, то только в части детализации причин, по которым Верховная Рада обязана лишать депутатского мандата и звания судьи, а также привлекать к ответственности президента. А ими должны стать нарушение Конституции, законов и присяги.

Андрей ИВАНОВ, 

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых