aif.ru counter
26.02.2008 16:46
14

Иосиф Винский: «Если бы ЧЕ-2012 не было - его надо было придумать»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. АиФ в Украине 27/02/2008

Деньги нужно взять

- Понятно, что для проведения чемпионата Европы по футболу задачи у Германии и Украины - разные, - говорит Иосиф Викентиевич. - Германии нужно было всего лишь оптимизировать свою инфраструктуру, а Украине сейчас приходится строить новую. Поэтому говорю как министр: если бы Евро-2012 не было - его надо было придумать, чтобы привлечь внимание к этим вопросам. Конечно, ЧЕ - это отличный повод привлечь внимание к стране, улучшить ее имидж, но разве нам самим не нужны дороги, гостиницы и нормальная инфраструктура?

Все это сейчас в плачевном состоянии, поэтому нам нужны колоссальные инвестиции. За 15 лет в Украине не было построено ни одной новой дороги. Шли реконструкция, капитальный ремонт, но новых дорог, построенных с нуля, - нет. Нет и закона об отводе земли для этих целей. Поэтому для нас Евро-2012 - это колоссальный стимул активизировать ситуацию. Сейчас на этом сконцентрировано внимание практически всех ветвей власти, но мы должны меньше чем за четыре года сделать больше, чем было сделано за 15 лет.

- Сегодня есть четкое понимание того, какие деньги и в каком порядке должны быть направлены в Минтранс на эти цели?

- Деньги мы должны взять сами. В контексте Евро-2012 Минтранс отвечает за 52 объекта: дороги, аэропорты, железные дороги, восстановление автобусного парка и т. д. По нашим подсчетам, все это будет стоить не меньше, чем 20 млрд. евро. Большую часть этой суммы министерство должно привлечь со стороны - бюджет может покрыть лишь 15% названной суммы. Поэтому мы спешим закончить в Кабмине пообъектный план, чтобы определить лоты и объявить тендеры на привлечение инвесторов. Понятно, что государство будет за все это рассчитываться лет 15-20, зато дороги и аэропорты будут сегодня.

- Эксперты говорят, что для строительства качественных автобанов времени у нас уже не осталось, мол, строители просто не успеют провести необходимые работы в соответствии с технологическими требованиями?

- У нас достаточно времени, чтобы строить в соответствии с технологическими требованиями. Даже мосты, которые требуют больше времени, по современным технологиям строятся два с половиной года и эти технологии отработаны. Есть проблемы по качеству материалов, которые нужно серьезно подтянуть, но мы будем их решать по мере поступления. Здесь мы зависим от двух компонентов: времени и материальных ресурсов. Например, для этого строительства Украине нужно поднять производство песка и щебня в пять раз. Примерно такая же ситуация в производстве асфальта. Мы видим все эти проблемы.

Машин - мало

- Украинские автомобилисты устали ругать родные дороги, у людей один вопрос: куда идут средства от дорожных сборов, почему мы ездим по сплошным ямам?

- Не смешите меня. Вся Украина на содержание дорог в сумме платит порядка 5,6 млрд. грн, т. е. меньше миллиарда евро. А дорог у нас 179 тыс. километров. Сравните цифры - и вы поймете, что речь идет о копейках, которые никак не могут обеспечить содержание дорог в нормальном состоянии. Кроме того, наши дороги построены по старым проектам из расчета на ГАЗ-51 и ЗИЛ-130, а сейчас по ним ездят тяжеленные автомобили по 40 тонн. Вы прекрасно понимаете, что эти дороги не могут быть европейскими. А если мы хотим европейские дороги, то нам необходимы европейские вложения и новые дороги, построенные по европейским стандартам. Сегодня это наконец-то вошло в наши планы.

- Со временем и они потребуют ухода. По вашему мнению, каким образом должно формироваться финансирование, чтобы у нас были дороги, а не «колея»?

- Во всем мире за дороги платят те, кто по ним ездит. К сожалению, в наших условиях это будет неадекватно. Мы не соберем с наших автомобилистов такие большие ресурсы. Поэтому нам нужно будет перейти на другие варианты финансирования, например, кредитование. Чтобы не растягивать этот процесс. Вы же не готовы ждать 30 лет?

- Да, но дорожные сборы все равно никто не отменит. Наш закон рассчитывает его от объема двигателя, а в ряде европейских стран он зависит от массы автомобиля - ведь дорога страдает именно от него?

- Америка построила свои дороги на заправочном пистолете, а не на массе автомобиля. Там отчисления дорожного сбора идут от количества заправленного топлива. Именно эта модель и позволила США построить очень неплохие дороги. В некоторых странах схема расчета более сложная, там учитывают и массу автомобиля. Но дело в том, что у нас очень большая дорожная инфраструктура и относительно мало автомобилей - в этом вся проблема.

- Глядя из окна вашего министерства, в это трудно поверить.

- А вы отъедьте от Киева, ведь Украина - это не только столица. В столице просто большая концентрация машин, но средняя плотность по стране не так велика, как может показаться.

Сервис в наших руках

- Пассажиры железной дороги говорят в один голос: цены поднимают - сервис никакой. А проводники изобретают дополнительный: требуют 10-15 грн. за зарядку мобильного, хотя в новом вагоне розетка как раз для этого есть.

- Я о таком «сервисе» не знал. Но в целом, думаю, все зависит от того, кто в каком вагоне едет и сколько платит. В СВ, наверное, сегодня особых проблем не возникает. Но место в нем в четыре раза дороже, чем в общем. Надо четко понимать, что у нас есть абсолютно социальные перевозки - это пригородные и плацкартные перевозки. Их цена даже на 50% не покрывает затрат. Поэтому «Укрзалізниця» имеет 4 млрд. убытка от этих перевозок в прошлом году. Это абсолютно социальная услуга, на которую предприятие идет сознательно.

- Есть поговорка: бедненько, но чистенько. Объясните, почему социальный вагон - значит грязный?

- Вы правы, так не должно быть. В защиту железной дороги могу только напомнить, что официальная инфляция в прошлом году составила 16%, а стоимость пассажирских перевозок выросла всего на 10%. Так что реально сейчас платят меньше, чем год назад.

А за качество давайте бороться вместе. Есть установленный порядок жалоб - они постоянно рассматриваются. Кроме этого министерство организовало круглосуточную «горячую линию» 8 (044) 594 96 24 - обращения граждан там фиксируются на пленку, которая хранится год, а информация обрабатывается нашими специалистами. Обращаться можно и письменно по адресу dovira@mtu.gov.ua

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых