aif.ru counter
18

Госзакупки «покачивает»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ в Украине 20/02/2008

Нескромные аппетиты

ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ структуры, которые опоясали собой рынок госзакупок, вплоть до конца 2007 г. довольно мирно покрывались «жирком», «осваивая» новые миллионы. Согласно опросу представителей тендерных комитетов (т.е. органов власти и госпредприятий), чтобы провести один тендер, заказчик должен «выложить» всевозможным консультантам от 3,5 до 8 тыс. грн. Еще около тысячи гривен стоит обязательное образование каждого члена тендерного комитета. И если для министерства или крупного государственного предприятия это небольшие деньги, то для какого-нибудь сельсовета эти суммы могут стать непосильным бременем.

Еще больше денег должны уплатить посреднику предприятия, которые продают свои товары, услуги и работы органам власти. По подсчетам специалистов, если ожидаемая стоимость закупки составляет 150 тыс. грн., то только чтобы принять участие в торгах (без каких-либо гарантий на выигрыш) предприятие должно «выложить» около 24 тыс. грн. Причем в случае поражения большая часть этих средств предприятию не возвращается.

Из-за таких серьезных текущих затрат в секторе госзакупок сложилась сложная ситуация. С одной стороны, часто торги срываются, так как они неудобны заказчику, - если можно не закупать, не закупают. При этом возникают иногда ситуации, опасные для здоровья людей. Например, в Запорожье до сих пор с содроганием вспоминают, как пару лет назад больницы не могли закупить инсулин для больных. С другой стороны, от государственных закупок оказался полностью отрезанным малый и средний бизнес. Ведь если закупка идет на небольшую сумму, принимать участие в торгах просто нет смысла.

Но аппетит приходит во время еды. И посредники решили подтянуть под себя еще и обязательные образовательные услуги для заказчиков, были проекты создания единого специального банка для оформления тендерного обеспечения - залога, который используется в госзакупках (эта идея была предусмотрена сразу в четырех законопроектах). Но вершиной стало то, что в декабре Межведомственная комиссия по вопросам госзакупок приняла решение, по которому «консультанты» получили иммунитет от любых проверок контролирующих и правоохранительных органов.

Исправлять или критиковать?

ЧТОБЫ ХОТЬ как-то изменить ситуацию, в начале февраля 2008 г. депутаты коалиции (БЮТ и НУ - НС) подали законопроект, который предусматривает снижение минимальной стоимости закупок, при которых используются услуги посредников, отменяет обязательную плату за внесение участников торгов в тематический каталог, запрещает депутатам местных советов входить в тендерные комитеты.

На прошлой неделе этот законопроект был принят в первом чтении. Неожиданно сразу же после голосования Секретариат президента выступил с жесткой критикой законопроекта. Сначала глава Секретариата Виктор Балога, а потом и сам президент Виктор Ющенко заявили, что законопроект, дескать, «сохраняет и развивает возможности для коррупционных сделок». В связи с такой реакци-ей возникает несколько вопросов.

Во-первых, если законопроект, по мнению Секретариата, коррупционный, то почему его перед голосованием поддержал первый заместитель главы Секретариата Александр Шлапак своим официальным письмом от 9 февраля 2008 г. И дальнейшие заявления В. Балоги, о том, что это письмо «не является официальной позицией Секретариата» кажутся, по крайней мере, очень странными.Во-вторых, почему соавтором такого законопроекта является депутат пропрезидентской фракции «Наша Украина - Народная Самооборона» Роман Зварич. Кстати, дважды министр юстиции при президенте Ющенко.

В-третьих, почему альтернативный законопроект об изменениях в закон о государственных закупках, который был представлен Секретариатом президента Украины еще в начале января, был им же и отозван из парламента. А еще до этого - жестко раскритикован Ассоциацией городов Украины. В частности, мэры предъявляли обвинение законопроекту в том, что он предусматривает как раз усиление роли посредников.

Также Секретариат не обратил внимания на то, что законопроект коалиции напрямую выполняет решение СНБО «О мерах по повышению эффективности системы закупок товаров, работ и услуг за государственные средства» (введен в силу указом президента Украины № 642 от 12.07.2007). В частности, в законопроект попали требования СНБО «увеличить минимальный уровень стоимости закупки, чтобы обеспечить заинтересованность поставщиков принимать участие в , торгах». В частности, проект предусматривает увеличение минимального уровня с 20 до 80 -тыс. грн. для закупки товаров и услуг и с 50 до 300 тыс.грн. для работ. Аналогично законопроект выполняет решение СНБО о необходимости   бесплатного включения в тематический  

каталог участников закупок.

Впрочем, пока история вокруг изменений в закон о госзакупках закончилась перемирием между коалицией и Секретариатом. Фракция Блока Юлии Тимошенко ради сохранения «мира в семье» в очередной раз пошла на уступки президенту и подала новый законопроект -более радикальный. Он предусматривает полную ликвидацию главного посредника и регулятора рынка - Тендерной палаты Украины.

Впрочем, правительство сразу предупредило, что в данном случае ликвидация посредника принесет не только позитив: госзакупки могут быть брошены в другую крайность - когда чиновники снова начнут зарабатывать немалые деньги на нерегулируемости рынка.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых