aif.ru counter
37

О. Рыбачук: "Общество не давит, политики не реагируют"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. АиФ в Украине 13/02/2008

Главное - реформы

-    КАКОВА   вероятность принятия Плана действий по членству в НАТО Украины в Бухаресте. Кто нас точно поддержит, а кто нет?

-  Сегодня уже всем понятно,   что   украина   присоединится   к   ПДЧ.   Некоторые страны   открыто   заявили   о поддержке Украины, а некоторые сказали, что они еще не определились. Вот это соотношение «за» и «против» -сейчас еще условное. Уверен, что на принятии решения в некоторой степени скажется ситуация в Украине.  В том числе, ситуация в парламенте,   взаимоотношения   политических  элит  и  решительность властей   на внедрение реальных реформ. Последнее в принципе и предусматривает   ПДЧ. Я сделал бы ударение на слове «реальных», потому что у нас уже появились слова «эрзацреформы», «имитация реформы». Реформы -это   основное   ожидание   от властей, потому что, в отличие от других программ, ПДЧ предусматривает жесткий мониторинг их реальности - того, проводят ли их на самом деле. Их реальность и определяет окончательное решение стран-членов НАТО. Из-за жестких критериев для тех, кто ставит своей целью возможное членство в альянсе, некоторые   страны,   скажем, Албания и Македония работают в ПДЧ с 1999 года.

-  Возможное, но не гарантированное?

-   Да,   в   Вашингтонском договоре есть четкая формулировка: «членство не гарантировано».   Это   связано   с тем, что решение принимается всеми странами консенсусом, кстати, как и по ПДЧ -там невозможно принять положительное   решение    без консенсуса всех стран-участниц. Многие говорят о том, что это политическое решение, его нельзя как-то математически сопоставить, скажем, выполнили формальные требования: все совпадает -вы автоматически рассчитываете на положительное решение. Политический аспект здесь очень важен,  поэтому решение принимается в консенсусе.

Загадочные факторы

-   Ситуация в парламенте действительно  может  повлиять на это решение?

-   Ситуация в парламенте, особенно вокруг ПДЧ - она несколько   лукавая   что   ли. Недавно   Янукович,   отвечая на прямой вопрос журналистов,  сказал,  что если будет принято постановление парламента   по   этому   вопросу, кризис закончится. О чем он говорит? Я хорошо знаю и помню ситуацию и точку зрения Партии регионов относительно    ПДЧ,    накануне подписания Универсала. Там вопрос о НАТО обсуждался очень детально и именно с точки зрения их интересов. Тогда все говорили о том, что ПДЧ - это очередной логический шаг после выполнения   Украиной   предыдущих программ,   особенно  учитывая,   что  членство  в  НАТО требует   обязательной   консультации с народом. Без общественной поддержки никакое   решение   власти   НАТО учитывать не будет. Отсюда я делаю вывод, что еще какой-то фактор заставляет оппозицию    блокировать    сегодня парламент.   И  это   неоднозначный вопрос.

-   В  чем  его неоднозначность?

-  Нет логики. Все политики основных партий говорят, что они видят Украину европейской страной. И, когда у нее   сейчас   появилась   возможность выйти на очередной, качественно иной этап, который   приближает  нас   к «точке невозврата» в прошлое, такие события в парламенте - это исполнение чужой работы. Обратите внимание: в ЕС и в ПДЧ нас не видят одни и те же   страны. С разной   мотивацией,   разной формулировкой, но это очевидно.   Серьезным   игрокам понятно, что присоединение Украины к ПДЧ - это очень реальная заявка на евроин-теграцию, и этот фактор должен был мобилизовать украинские   политические   силы, декларирующие своей уставной целью членство в ЕС. А они останавливают такую реальную возможность интеграции, как ПДЧ.

-  А мы доросли до этого, не суемся ли «со свиным рылом в калашный ряд»?

-  Мы всегда «не готовы». Вот на днях свершилось то, о чем мечтали несколько поколений наших политиков, - мы вступили в ВТО. В этот процесс были вовлечены практически   все   правительства   и вопрос о степени готовности все равно стоит. Готовы мы или не готовы? Я могу серьезно говорить о том, что Украине нужны серьезные международные программы, где реформы были бы нашим международным обязательством.

Яркий пример - программа сотрудничества с НАТО. Несмотря на всю риторику, направленную на своего избирателя, по словам А. Гриценко, правительство Януко-вича выполняло ее добросовестнее, чем правительства Тимошенко и Еханурова. Это для меня было в определенной степени сенсацией. А объяснение простое: грамотно составленная программа, имеющая очень четкие показатели прогресса. Программа ПДЧ будет иметь ту же структуру, что и углубленный договор ЕС-Украина.

И еще один штрих: страна, входящая в ЕС, должна выполнить все без исключения решения Европейского суда по правам человека. Можно выполнить все, добиться политического решения о принятии, но пока последнее дело «гражданин против государства Украина» не будет решено - страна в ЕС не войдет. Меня как гражданина это поразило. Вот, что стоит в основе - это роль прав человека для стран, которые видят членство в ЕС своей мечтой.

- «Письмо трех» действительно своевременно? Не было ли оно запланированной провокацией?

- Мне кажется, что реакция на письмо искусственно разжигается. Вспомните реакцию российской и нашей общественности, когда былпринят закон, обозначивший, что членство в НАТО -это конечная цель внешней политики Украины? Никакой! Откуда тогда такая реакция на письмо? Кроме того, на рижском форуме «Между Ригой и Бухарестом», который проходил после Рижского саммита НАТО, названного «упущенными возможностями Украины», представитель НАТО публично заявил, что Украине нужно определиться. Если правительство обратится с письмом к НАТО - его, конечно, рассмотрят до Бухареста. Для меня вполне логично, что Украина дала ответ на вопрос, что она хочет услышать о себе в Бухаресте.

Есть еще один «секрет Полишинеля»: Украина уже давно успешно и последовательно выполняет ПДЧ, только он называется Интенсифицированным диалогом - придумали формат, который у других стран не существовал. Эксперты об этом знают. Конечно, и Янукович об этом знал.

Рецепт компромисса

-    ВАС   послушать,    так ПДЧ - это единственный путь в рай?

-  Дело в том, что все эти ПДЧ и интеграционные пути -   они   неизменно   ведут   к ломке  устоявшейся  коррупционной   системы.    Мы   в этом не  первые  и  не уникальные - у других стран было такое же сопротивление. Реальные   действия   тут   же объединяют всех. Ну что такое    евроинтеграция    государства, если она вступает в конфликт с личными бизнес-интересами? Как можно отстаивать необходимые стране решения,  когда понимаешь, что лично тебе и твоему бизнесу это не выгодно? Как ни парадоксально, такие реформы реально нужны гражданам.   Поэтому  они  должны требовать от государства выполнения обязательств.

Ведь когда пойдет реальная интеграция общества, реальная борьба с коррупцией -взвоют во всех фракциях, причем одинаково, и могут пытаться договориться о компромиссах.

-  Вы президенту примерно это и советуете?

-  Я - советник на общественных   началах.   Когда   я окунулся в общественную деятельность, мне стало безумно интересно, как общество может влиять  на власть? А евроатлантическая тема стала актуальной по простой причине: ею ведь особых желающих заниматься нет. Политики все время накануне выборов про нее стыдливо не то чтобы   умалчивают,   но   не особо   на   ней   акцентируют внимание - она политически невыгодна. А опыт общения с коллегами из стран, которые это прошли, говорит о том, что там  общественная  поддержка и влияние - это главное. От этого зависит, в какой стране нам с вами жить. Если политики не чувствуют такого давления, запроса от общества - они не будут реагировать.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых