aif.ru counter
23.01.2008 18:00
23

Кузнец - лошадиное счастье

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. Общество 23/01/2008

Непрестижное ремесло                        

Стук и скрежет металла доносится из кузни с семи  утра. Григорий Игнатьевич объясняет, что на ипподроме, хоть он и находится в столице, жизнь начинается рано, как в селе. «Животные долго спать не любят, они ориентируются по солнышку, вот и подстраиваем свой рабочий день под них», - объясняет кузнец.

  В печи горит уголь. Огонь, в то время, когда нужно начинать плавить стальные прутья, раздувает подаваемая по специальной трубе воздушная струя. «Кузнечные меха - далекое прошлое, - объясняет Григорий Игнатьевич. - Их давно заменила техника. А вот с руками кузнеца пока  никакой механизм соперничать не может. Но обучиться нашей профессии сейчас негде, разве что опытные кузнецы могут делиться навыками с новичками. Правда, молодежь не очень-то стремится осваивать наше ремесло, считая его непрестижным».

Григорий Игнатьевич, отдавший кузнечному делу почти 30 лет и своими руками выковавший около полумиллиона подков, уже подумывает о пенсии. И считает, что ему сильно повезло - год назад у него появился помощник, Петр Сигнаевский. Он,  несмотря на то что имеет диплом ветфельдшера, решил научиться кузнечному делу. В кузне он пока лишь подмастерье,  зато в конюшнях   - мастер, который

собственноручно подковывает лошадей.

Уголь пошел плохой

Подкова для лошади - что обувь для человека. Без них животные чувствуют себя, как люди босиком. Особенно тяжело без подков  галопировать по грязи или по снегу. Чтобы смастерить удобную стальную обувь для лошади, сначала необходимо сделать индивидуальные замеры. Оказывается, двух лошадей с одинаковыми копытами практически не бывает. Поэтому в кузне есть деревянные мерки на каждого из 280 животных, содержащихся на ипподроме. На  две пары подков в среднем расходуется около 1 м стального прута. После того как его расплавят и разрежут на 4 части, в ход идут кувалда и молоток, с помощью которых куски прутьев с круглым сечением «гузуют»,  чтобы сделать их  плоскими. Завершающий этап работы в кузне  - пробивка отверстий для гвоздей-«ухналей». И - готово!

«Уголь в последнее время пошел плохой, - жалуется Григорий Игнатьевич. - Для кузнечного дела требуется топливо наивысшего качества, отборное. А нам приходится перебиваться тем, что удастся достать. Из-за некачественного угля сталь во время обработки сильно искрится. Из-за этого в конце смены ужасно болят глаза. Да и на одежде часто дырки прожигаются».

Сахар против норова 

Петр, помощник кузнеца, рассказывает, что иногда приходится иметь дело с очень норовистыми лошадьми. «Пока закуешь в подковы лошадку с «характером», она и хвостом не раз попытается  ударить, и копытами побить, и даже зубы пустить в ход, - говорит он. - Но есть против этих «капризов» одно верное средство - кусочек сахара, с помощью которого даже самого норовистого коня удается укротить». А Григорий Игнатьевич добавляет, что из всех копытных, которых ему приходилось подковывать, самые капризные - пони. Эти маленькие лошадки вредничают, как избалованные дети. Даже с сахаром к ним трудно подступиться. 

Кузнеца, который за свою жизнь выковал около полумиллиона подков, счастье не обошло стороной. «Все у меня сложилось хорошо, - говорит Григорий Игнатьевич. - А поскольку на разных этапах счастье понимается по-разному, сейчас для меня это понятие заключается в любимых внуках. Кстати, знаете, почему считается, что подковы приносят счастье? В Древнем Риме у лошадей зажиточных горожан подковы были золотыми. А поскольку их не подковывали к копытам, а привязывали веревками, они часто  терялись. Представляете, как счастлив был нашедший увесистый кусок золота?»

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых