aif.ru counter
09.01.2008 17:07
25

Мода на добро

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1. Общество 09/01/2008

2008 год столичный мэр объявил в Киеве годом благотворительности. А это значит, что только из бюджета города 420 тысяч малообеспеченных киевлян получат помощь, сумма которой в несколько раз превышает 869 млн. грн., выделенных на эти цели в 2007 году. Значит, к благотворительности снова будут привлечены все столичные налогоплательщики.

Кроме того, горадминистрацией объявлена акция для состоятельных киевлян «Помоги конкретному человеку». Впрочем, многих столичных толстосумов в последнее время и подталкивать к благотворительности не надо. В Киеве наметилась тенденция к тому, что в пользу сирот, больных детей, одиноких стариков, инфицированных СПИДом продаются картины, игрушки, шары, фотографии, одежда, стиральные порошки, проводятся концерты и футбольные матчи. Что же так толкает людей на массовое  благородство? И главное - насколько оно искренно?  

Подарки - «отдарки»

Скептики утверждают, что в большинстве случаев это всего лишь попытка отмыть грехи, заплатить за непри-глядные поступки. Ведь деньги, по словам эксперта Международного центра потребительских экспертиз и перспективных исследований Александра Жолудя, приносят не только приятные ощущения, но и беспокойство. Если,  конечно, они  нажиты нечестным путем. Поэтому владельцы не совсем чистых капиталов, вопреки старой восточной поговорке о том, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в рай, пытаются при жизни купить «теплое» местечко на небесах, или другими словами билет в рай. А священник Петр Зуев заметил, что кроме тех,  кто абсолютно бескорыстно, по совести, помогает бедным, есть и такие благодетели, которые занимаются благотворительностью ради того, чтобы уплатить Богу и обществу своеобразный «налог на чистую совесть» и поскорее забыть о страданиях окружающих. Они, как правило, одаривают безадресно «всех и никого». При этом их «отдарки», пожертвованные к празднику сладости и игрушки,  реально не способны улучшить жизнь детей-сирот, нуждающихся в человеческом сочувствии больше, чем в материальных ценностях.

Пример заразителен

Еще одна группа благодетелей проводит акции как своеобразный отвлекающий маневр, стремясь отвлечь внимание от своего богатства, успокаивая бедных. «В этом мы повторяем путь, пройденный Западной Европой в XIX веке, - считает народный депутат, директор Центра ис-следований политических ценностей Олесь Доний. - Тогда, во время революционных потрясений, владельцы больших капиталов, боясь потерять нажитое, успокаивали общество и занимались благотворительностью. Но что хорошо: со временем это стало привычкой. И сейчас на сытом Западе никто не удивляется подобным акциям и не усматривает в них подвоха». Такое наверняка когда-нибудь произойдет и у нас. Но для этого не должно оставаться в стороне государство, предоставляя существенные налоговые льготы тем, кто делится с нуждающимися.

В том, что благотворительность будет развиваться, не сомневается правозащитник Семен Глузман. Он считает, что примером шумных показательных благотворительных акций, проводимых  самыми влиятельными бизнесменами или фирмами, однажды обязательно воспользуются менее авторитетные и не такие богатые предприниматели, порождая своеобразную моду. Среди ее законодателей - и люди искусства, не обладающие огромными капиталами, но умеющие талантливо и ярко привлечь внимание общественности к какой-то острой проблеме. В этом убеждена дизайнер Диана Дорожкина, не раз принимавшая участие в подобных мероприятиях. По ее словам, аукционы по продаже игрушек, картин или одежды вызывают цепную реакцию у людей с большим состоянием, которые способны решить проблемы нуждающихся.

Галина Гирак

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых