aif.ru counter
09.01.2008 16:34
42

Такеши Китано: «Жестокость и юмор - соседи»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1. АиФ в Украине 09/01/2008

Кто-то из многочисленных российских зрителей может подумать, что этот мужчина в черном со странным, лишенным мимики лицом, который ежедневно рассказывает нам о преимуществах заморских телевизоров, - какой-то третьеразрядный актер.

На самом же деле Такеши КИТАНО - кинорежиссер, художник и актер с мировым именем, а в Японии он еще и еженедельно участвует в семи телепередачах и пишет колонки для нескольких газет и журналов. Подойти близко к Китано довольно трудно из-за толпы японских репортеров, преследующих его по всему миру: однажды он даже поколотил чересчур въедливого журналиста.

В НАЧАЛЕ года в российский прокат выходит его новый фильм «У каждого свое кино». Это - «13-й том собрания сочинений Китано». Предыдущий назывался «Такешиз»: как в своё время Федерико Феллини, японский мастер стал настолько великим, что может позволить делать фильмы о себе самом.

Новая лента режиссера -это «кино про кино». Главный герой - не кто иной, как режиссер Китано - ищет сюжет для фильма. После серии гангстерских «якудза»-триллеров он пообещал не эксплуатировать насилие. Его мысль мечется между историческим костюмным жанром, романтической мелодрамой и научной фантастикой. В конце концов режиссер оказывается перед задачей - спасти человечество от глобальной катастрофы.

Мы встретились с Такеши Китано в венецианском отеле «Эксельсиор». Хотя его герои часто носят костюмы от Ямамото, сам он, как обычно, - в дешевом свитере.

Универсальный «атлет»

- ВЫ действительно, как и ваш киногерой, сталкиваетесь с проблемой жанрового выбора?

- Есть бегуны на стометровку, есть прыгуны, а есть атлеты, владеющие сразу десятью видами спорта. Я - такой. Ни в одном из жанров кино я не получил бы золотой медали, зато умею неплохо делать многие вещи.

- Вы разделяете мужскую и женскую аудиторию, когда думаете о прокатной судьбе фильма?

- Парни предпочитают гангстерские фильмы, женщины больше любят мои черные комедии.

- А вообще коммерческий успех для вас важен?

- Для меня не очень. Зато он важен для продюсера фильма. И для моей жены. Есть много вещей, которые она хотела бы купить.

- В ваших фильмах, даже самых жестоких, всегда присутствует юмор...

- Если представить мир человека как огромное хранилище, то жестокость и юмор всегда в нем соседствуют. Чем серьезнее ситуация, тем больше таится в ней комедийных элементов. Например, похороны: согласитесь, в этом ритуале немало смешного.

- Вы посвятили свой новый фильм кинематографу. А сами какое кино любите?

- Редко смотрю новые фильмы. Большинство американских блокбастеров расшифровываются в первые пятнадцать секунд, когда дается как бы рекламный образ картины с компьютерной графикой и всей экстравагантностью, на которую сегодня способно кино. А когда фильм кончается, понимаешь, что эти пятнадцать секунд были лучшими.

«Японский пленник»

- ВЫ - идол для зрителей многих стран. А у вас есть или были в молодости свои идолы среди киноактеров или кинорежиссеров?

- Моими идолами были вовсе не актеры, а футболисты и бейсболисты. А также Эйнштейн и Нильс Бор: я ведь изучал физику.

- Но потом бросили университет...

- Должен вас поправить. Два года назад мне выписали и выдали диплом, так что я теперь с высшим образованием - имейте в виду. Японские университеты переживают кризис, и вот - использовали меня для своего пиара. Кроме того, читаю лекции студентам арт-факультета. Я не лучший учитель в мире. Зато учу их жизни. Веду в дорогой ресторан, а потом - в рабочую столовую, чтобы учились наблюдать за клиентами и видеть разницу в их поведении.

- Как же получилось, что вы любили спорт, учились физике, а оказались в кино?

- Серия счастливых случайностей. Я ушел из университета, когда в разгаре были студенческие демонст-рации. Всюду развелись хиппи, учиться было немодно. Я не знал, что дальше делать со своей жизнью.

Шел как-то по токийскому кварталу развлечений и увидел, что комедийный клуб ищет лифтера. Подумал, что с этой работой справлюсь. Потом подменил одного актера, у меня получилось, и я подумал: «Непыльная работа! И за это еще платят?» Придумал свое комедийное шоу, в нем высмеивал клише коммерческого кино. Так что кинематограф уже тогда стал для меня рабочим материалом.

- У вас есть нереализованные желания?

- Я не цепляюсь за жизнь и хотел бы спокойно умереть. Когда учился в школе, мечтал о машине типа «феррари» и «порше». Разбогатев, купил-таки «порше», но разочаровался и выбросил его на помойку. Желание - такая вещь, которая, осуществившись, всегда разочаровывает. Либо осуществляется слишком поздно.

- Вы любите путешествовать, узнавать другие культуры? Или для вас это только часть профессии и бизнеса?

- Когда едешь рекламировать фильм, трудно почувствовать другую страну. В Японии я уже давно чувствую себя пленником: не могу свободно гулять по улицам из-за своей физиономии.

- И все-таки - что-то вас вдохновляет?

- Друзья, далекие от кино, с ними я люблю сидеть, выпивать и говорить не на «умные темы».

Андрей ПЛАХОВ, обозреватель «Коммерсанта» - специально для «АиФ»

КСТАТИ

Такеши Китано (род. в 1947 г.) - один из самых ярких и необычных персонажей современной японской культуры. Его амплуа невозможно определить точно - он выступает одновременно как комик, драматический актер, режиссер, поэт, художник. Большинство сюжетов его фильмов - о японских бандитах-якудза и полиции. В 90-х годах XX века он попал в автокатастрофу, полученный в ней частичный паралич лицевого нерва навсегда разделил его лицо на две части: одна улыбается, вторая - серьезна. Такие же и его фильмы - всегда на контрасте: насилие и любовь, смерть и рождение. Лучшие картины Китано: «Куклы», «Затоiчи», «Фейерверк» («Золотой лев» Венецианского кинофестиваля), «Королевская битва» (актерская работа), «Такешиз», «Брат якудзы».

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых