aif.ru counter
26.12.2007 13:47
12

Просили - получите!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. АиФ в Украине 26/12/2007

Обувь, одежда, детские игрушки, бытовая техника, автомобили... Участие далекого Китая в ежедневной жизни украинцев, да и всех жителей Европы, сегодня очевидно и бесспорно. В чем природа этого уникального явления, как удалось китайским производителям захватить такой огромный кусок мирового рынка и насколько безопасна их продукция - об этом «АиФ» рассказали авторитетные эксперты.

Танцы с волками

Свое исследование мы начали с «обращения к корням» и попросили высказать точку зрения по этому вопросу торгово-экономического Советника посольства Китайской Народной Республики в Украине Луаня Чуньшэня:

- Совсем недавно я выступал на международной конференции по аналогичной теме. Мое выступление называлось: «Реформы и открытость - импульс развития Китая». Именно они дали такой сильный толчок развитию китайской  экономики. Наша политика открытости вначале была выражена в существенных налоговых льготах для иностранных инвесторов. Это их реально привлекало. Сегодня  объем иностранных инвестиций в китайской экономике в среднем достигает 50-60 млрд. долларов в год. На территории Китая уже насчитывается 610 тыс. иностранных или совместных предприятий. А в целом сумма использованных инвестиций с начала реформ составляет 720 млрд. долл.

Для развития экономики в целом очень важно было привлечь иностранные деньги, технологии и менеджмент. Ведь для качественной работы предприятия одних только денег и технологий недостаточно. Требуется соответствующий уровень управления. Нужно было, чтобы иностранцы показали свои методы менеджмента. Предприятия с иностранными инвестициями работают хорошо. Но за 30 лет реформ и наши предприятия научились у них работать. Есть такое образное выражение: «Танцы с волками». Когда они в лесу - они страшные, а когда человек постоянно наблюдает за ними, узнает их повадки - он становится сильнее и может даже танцевать с ними без страха. Вот этого эффекта мы и добились - Китай изучил повадки западных инвесторов и настолько освоился, что уже танцует с ними на равных. Сегодня наша страна занимает третье место в мире по объему экспорта.

Но не забывайте, что в течение этих 30 лет в мире не было экономического спада. Спрос на промышленные товары постоянно растет, он и стимулирует рост производства. Без этого китайская экономика не смогла бы так вырасти. Есть и третий фактор: доступность. Для украинского рынка он остается ключевым, потому что слой низкооплачиваемых людей довольно велик. А отсюда - большой спрос на дешевые китайские товары.

Мировой конвейер

Неужели иностранному инвестору достаточно одних лишь льгот? Представитель компании Supra Евгения Розбицкая уверена, что не менее важен подход производителей к работе с заказчиком:

- Дело в том, что производство большого количества техники, независимо от ее назначения, - требует большого количества людей и производственные площади. В Китае это есть. Но это только половина необходимых условий. Именно китайские производства готовы работать по требованиям заказчика в определенные им сроки. Они полностью подконтрольны владельцу бренда, заказавшего производство, и играют роль дисциплинированного сборочного цеха. С китайскими производствами сотрудничают самые разные мировые бренды: и дешевые, и дорогие. Они привозят на заводы свои высокотехнологичные детали, которые,  как правило, производятся на брендовых предприятиях, а исполнительные китайские рабочие, стоя у конвейера, вкручивают винтики, расставляя их в корпусе продукта. За счет этого конвейера и получаются большие объемы производств, обеспечивающие весь мировой рынок.

Хочу заметить, что дешевизна такого производства не главное. Специфика китайского производства дает заказчику возможность корректирования цены. Он может незначительно видоизменить комплектацию, заменив, к примеру, зеленую кнопочку на серую, и товар станет дороже. Или, наоборот, удешевить товар, вложив красный проводок вместо зеленого. У заказчика есть возможность определять: будет товар дорогой, дешевый или среднего класса. Любая модель может иметь одну и ту же номенклатуру, но разную комплектацию, в зависимости от конъюнктуры рынка, на который рассчитывает производитель. Это очень удобно, поэтому и пользуется таким спросом.

Неважно - где, важно - с кем

Директор компании «Атлант-М» Дмитрий Барановский уверен, что в продуктах китайского производства определяющим фактором является бренд:

- Нет товара китайского или европейского, есть товар, принадлежащий бренду. А тут уже важно, кто его владелец и каковы стандарты качества. В каком конце света производится товар, на самом деле роли не играет. Мы с вами в этом убедились на примере компьютеров. У меня IBM, Made in Chine, вряд ли кто-то назовет его «китайским». За качество товара отвечает бренд. Если он сможет обеспечивать качество при цене, доступной массовому потребителю, либо конкурентной для своего сегмента и потребителя - отлично. Это нормальная здоровая конкуренция.

Если говорить об автомобилях... В Китае существует два автопрома. Первый выпускает автомобили мировых брендов для внутреннего рынка. Второй - автомобили китайских брендов для внутреннего рынка и на экспорт. Разумеется, китайский автопром сейчас на старте. Он только начал выходить на мировой уровень, но уже очевидно, что цель будет достигнута быстро. Потому что качество китайских автомобилей растет каждый день. Так же в свое время развивался японский автопром, затем корейский, теперь - китайский. Интересный нюанс: в плане технологий эти автомобили отстают от европейских аналогов на 5-7 лет, но технически они больше отвечают условиям украинских дорог.

Вы в ответе за то, что продали

Начальник научно-технического центра подтверждения соответствия, стандартизации и испытаний продукции легкой промышленности и средств индивидуальной защиты Укрметртестстандарта Наталия Попова предложила рассмотреть вопрос качества товаров, произведенных в Китае, и определить, кто в конечном итоге несет ответственность перед покупателем:

- Если западная фирма прописывает на китайском производстве свой бренд, она очень серьезно подходит к вопросам контроля качества. Подтверждение его соответствия проходит в несколько этапов. Сначала продукцию испытывают в хорошо оснащенных лабораториях. Там проводятся физико-механические, физико-химические, оптические и пр. испытания продукции. Потом идет обследование производства на предмет определения его технических возможностей выпускать качественную продукцию. Оно должно иметь оборудование, персонал и достойных поставщиков, прошедших контроль качества и поставляющих соответствующее сырье. Все это стоит больших денег, и на выходе качест-венная продукция не может стоить дешево.

А рассуждая о дешевых китайских товарах, представленных сегодня на украинском рынке, я переложила бы ответственность с производителей, на продавцов. Потому что сегодня наши, не совсем добросовестные, продавцы сосредоточены только на собственном обогащении. Они пытаются заказать товар как можно дешевле, и он моментально теряет качество. Продукция легкой промышленности материало- и трудоемкая. Хотим мы этого, не хотим, но если исходные материалы некачественны или заведомо не предназначены для конкретной продукции, долго она не прослужит. Например, красивая обувь из галантерейной кожи полноценно прослужит дня три, а отсутствие качественной стельки в детских кроссовках с формованной подошвой превратит ее носку в постоянную пытку. Яркая одежда, изготовленная из синтетической ткани с прямым красителем, переходящим на тело, «украшает» кожу краской и вызывает аллергию. Думаю, человеку стоит хорошо подумать нужно ли ему это дешевое «удовольствие».

Вывод «АиФ»

Если собрать воедино мнения наших экспертов, выходит, что «китайское чудо» обусловлено трудолюбием и предприимчивостью китайцев, но выращено на почве наших запросов. Делая каждую новую покупку, мы стимулируем мировую экономику, но какими будут товары, предлагаемые на рынке, - зависит в первую очередь от того, насколько высокие требования мы предъявляем к качеству и безопасности продукции. Другими словами: качество определяется нашими сознанием, любовью к себе и заботой о своем здоровье. Экономить на этом или нет - это и есть цена вопроса.

Подготовила Анна НЕСТЕРОВА

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых