aif.ru counter
31

Тень на плетень или свежий уголок?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. АиФ в Украине 26/12/2007

ФАКТ

На прошлой неделе Партия регионов сформировала «оппозиционное правительство» и провела его первое заседание. В состав «теневого Кабмина» вошли представители предыдущего правительства. Большинство экс-министров сохранили профиль деятельности, лишь Сергей Левочкин и Инна Богословская выступили в новом для себя амплуа. Он - в качестве главы НБУ, она - главы ГНАУ. Свое основное задание участники проекта видят в постоянном мониторинге решений действующего Кабмина. По версии инициаторов, делается это для того, чтобы Украина видела «реальный уровень эффективности и ответственности правительства Тимошенко, а также для открытости и прозрачности его работы». Что не позволит превратить прозрачность в насильственный стриптиз и за счет чего может быть обеспечена конструктивность работы обоих правительств - рассуждают эксперты «АиФ».

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Владимир Полохало, народный депутат, фракция БЮТ:


- Формирование теневого правительства, если это действительно шаг к созданию цивилизованной оппозиции, которая собирается работать по европейским правилам игры, можно только приветствовать. Если это релаксация Партии регионов после потери власти - это можно понять. Но если оно будет использоваться как легитимный инструмент для деструктивной деятельности - это уже другое дело. Если альтернативный Кабмин будет действовать аналогично тому, как действует оппозиция  в Великобритании, т. е. цивилизованно, это будет говорить о том, что с Партией регионов произошла какая-то метаморфоза. К сожалению, пока я не вижу, никаких симптомов или признаков того, что Партия регионов каким-то чудесным образом пытается превратиться в цивилизованную демократическую силу. Скорее всего, я склоняюсь к третьему варианту: теневой Кабмин будет инструментом некорректного противодействия правительству Юлии Тимошенко. Подчеркиваю, именно как деструктивный инструмент. Такое развитие событий можно предупредить, если сейчас принять закон об оппозиции. Это очень важно. Соответствующий закон институциональным путем поможет Партии регионов сделать шаг в сторону демократических стандартов. Я думаю, что только закон может помочь урегулировать деятельность этих структур. Как показывает вся история Партии регионов, она считается только с сильными аргументами. Значит, чем сильнее будет демократическая власть, если она будет проявлять себя именно демократически, тем больше шансов у оппозиции стать демократической оппозицией.

Инна Богословская, народный депутат, фракция Партии регионов:

- Оппозиционное правительство - это обязательная часть института оппозиции, если она представляет конструктивную политическую силу, работающую на свою страну. У любого оппозиционного правительства есть три направления работы. Это контроль над действующей властью, формирование конструктивных предложений по изменениям законодательства и подготовка кадрового резерва для эффективной работы при возвращении во власть. В демократическом обществе оппозиция должна очень внимательно следить за работой власти, критиковать ее действия и не допускать узурпации. Кроме этого, она должна представлять свою точку зрения, свои варианты решения актуальных проблем. Сейчас пока у нас не регламентирована деятельность оппозиции, нет закона. Но по закону о статусе народного депутата, на его запрос любой орган власти обязан в самые короткие сроки выдать запрошенную информацию. Когда депутаты работают в формате оппозиционного правительства, такие запросы несут постоянный характер. Мы будем запрашивать всю внутреннюю информацию от действующей власти. Кроме этого, мы имеем право ходатайствовать о включении депутатов в коллегиальные органы управления. Выполнение этих норм делает ненужным абсурдное предложение Тимошенко о включении оппозиционных вице-премьеров в коалиционное правительство. Если действующая власть будет выполнять соответствующие нормы закона, то, по большому счету, института депутатства и участия в коллегиях для конструктивной работы оппозиции вполне достаточно. Нет, значит, мы  будем выводить людей на улицы, блокировать трибуну и искать другие методы заставить их исполнять.

ПРОГНОЗ

По большому счету, наши эксперты сходятся в том, что работа оппозиционного и действующего правительств в рамках законодательных норм не создаст никаких поводов для деструктива. Наоборот - несет пользу для развития демократических институтов в стране. При этом очевидно, что стороны не доверяют друг другу. Ни власть, ни оппозиция не верят в конструктивную работу оппонентов, оставляя в качестве надежды разве то, что без проявленных пока деструктивных шагов стороны не спешат обвинить друг друга во лжи. Для украинской политики это уже само по себе прогресс. Нам остается лишь наблюдать, как долго оппоненты сумеют сохранять толерантность. Есть подозрения, что она будет потеряна уже к концу текущей недели, ведь парламенту предстоит в срочном порядке принять Госбюджет на 2008 год. Учитывая сроки, бюджетный процесс усложняется необходимостью изменений регламента, а тут еще и постоянный дефицит «штыков». Ведь пока основным источником кадрового резерва Кабинета Тимошенко служит парламент. Не успела коалиция восстановить свой состав после формирования Кабмина, как понесла очередные потери - вторая очередь депутатов получила посты заместителей министров. Без ситуативного большинства дела не будет - вот и повод посмотреть, кто готов придерживаться конструктивной политики.

КСТАТИ

Первую активную волну критики в адрес кадровой политики действующего Правительства спровоцировало назначение глав трех ключевых ведомств. Валерий Хорошковский назначен главой Гостамслужбы Украины, Сергей Буряк - ГНАУ, а Олег Дубина - НАК «Нефтегаз Украины». Хотя последнее время Сергей Буряк работал в парламенте, он, как и двое его коллег, напрямую связан с крупными бизнес-группами. По мнению Юлии Тимошенко, новые руководители смогут ликвидировать теневые схемы в своих подразделениях. А представители теневого Кабмина предполагают, что пригласи они этих специалистов в действующую власть, без криков о приходе олигархов к денежным потокам эти кадровые решения не прошли бы. Впрочем, пока этим критика последних назначений и ограничивается.

Анна НЕСТЕРОВА

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых