aif.ru counter
22.11.2007 14:18
74

Цветной авторынок

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ в Украине 21/11/2007

«Серые» и «белые» - дружба или противостояние?

Сначала мы решили выяснить, как сами участники рынка воспринимают «цветное» деление рынка, чем отличаются функции официальных импортеров и свободных торговцев авто и как они делят рынок.

Константин Комендо, президент Ассоциации «Всеукраинское объединение торговцев транспортными средствами»: Я представитель ассоциации, которая представляет интересы независимых операторов автомобильного рынка, которых тут почему-то называют «серыми» импортерами. Так называемые «белые» и «серые» начинали с одного  и того же - завозили машины разными путями и продавали. Со временем наиболее успешные заключили договора по поставке автомобилей с заводами-производителями и начали вытеснять тех, у кого не было официальных договоров с производителями. Они себя гордо назвали «белыми», а других, чтобы, может, отделить или негативно окрасить, назвали «серыми».

Станислав Щербина, президент СП «Дженерал Моторс Украина», вице-президент ВААИД: «Серые» - это те подразделения, которые начали существовать в связи с созданием в Украине официальной дилерской сети. В Европе это люди, которые способствуют продвижению авторынка. Они «подбирают» то, что не было вовремя реализовано, или те авто, которые официальный дилер не хочет брать у производителя, поскольку модельный год закончился. Но эти люди работают подконтрольно.

Геннадий Коппель, генеральный директор ООО «Модена Авто»: Я не согласен с бытующим мнением, что «серые» опережают «белых». Это бывает крайне редко - когда, например, официальный импортер проявил нерасторопность.

Виктор Степаненко, генеральный директор ОАО «АвтоКапитал» (генеральное представительство Даймлер АГ по автомобилям Mercedes-Benz): Наоборот, «серые» дилеры используют официальные продажи как индикатор спроса. То, что пользуется спросом у официальных импортеров, сразу появляется на «серых» площадках.

«Мы люди с разных планет»

Вопрос о сертификации автомобилей вызвал особо горячую дискуссию среди участников круглого стола. Ведь автомобиль, получивший «фиктивный» сертификат, становится опасным средством передвижения.

Станислав Щербина: Единственная преграда для неорганизованного ввоза авто в Украину - это процесс сертификации. Ни одна из лабораторий Госстандарта не имеет права сертифицировать новые авто. В документах органов сертификации говорится, что любой человек может пройти сертификацию транспортного средства, но при этом здесь же указывается, что необходим протокол испытания. Но в Украине нет лабораторий, которые проводят такие испытания. К тому же это стоит больших денег. И наша компания покупает эти протоколы.

Необходимо помнить, что автотранспортное средство - средство повышенной опасности, и в СССР они проходили сертификацию по всевозможным параметрам. К сожалению, сегодня в регионах лаборатории, выдающие сертификаты, получили право на так называемые короткие испытания. В Госстандарте еще не было случая отказа в сертификате. Хотя это неправильно.

Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров: Автомобили с американской и азиатской спецификацией не имеют права быть ввезены на территорию Украины. При мне есть письмо из Запорожского органа сертификации. Работники подтверждают, что, действительно, Украина не имеет собственных лабораторий, способных проводить испытания автомобилей. Но у них, видите ли, есть специалист, который принимал участие в подобных испытаниях в России и Тулузе (Франция) и, цитирую, «мы имеем представление об объемах, длительности и стоимости таких испытаний». И в то же время это предприятие выдает сертификаты на соответствие стандарту.

Владимир Лободенко, начальник отдела сертификации дорожных транспортных средств ДП «Укрметртестстандарт»: Органы сертификации руководствуются четкими правилами, в которых нет понятий «серый», «белый», «черный». Подходы ко всем одинаковы. Органы сертификации признают протоколы испытаний, проведенные другими европейскими органами сертификации. Здесь возникает вопрос о праве собственности на эти протоколы. Американские и европейские стандарты несколько отличаются: например, цвет передних габаритных огней для американских авто должен быть оранжевый, а европейских - белый; для США задний противотуманный фонарь не обязателен, а для Европы - это стандарт и т. д. Но, после необходимой доработки, эти авто можно сертифицировать для продажи в Украине.

Константин Тумаев, заместитель генерального директора по вопросам послепродажного обслуживания и логистики ДП «АВТО Интернешнл» (официальный импортер и дистрибьютор Mazda и Suzuki в Украине): Время для адаптации авто в среднем составляет 24 нормо-часа. Нам понадобился один год и четыре аудита, проведенных заводом-изготовителем, чтобы получить соответствующую спецификацию для одной из наших марок авто. А неадаптированные авто с «фиктивным» сертификатом через пару лет приходят в негодность, так как не выдерживают наших климатических условий.

Олег Нечаев, заместитель генерального директора «Автомобильная группа ВИПОС» (официальный импортер Audi в Украине): Ввоз разукомплектованных автомобилей с целью занижения цены не только наносит финансовый ущерб государству, но и несет в себе опасность для потребителей. Ведь демонтаж и монтаж авто происходят в несоответствующих условиях, а это влияет на безопасность эксплуатации авто.

Необходимо усилить контроль за работой органов Госстандарта и Госавтоинспекции, чтобы обеспечить невозможность регистрации автомобилей, завезенных с других рынков, в первую очередь, из Америки, без обязательного переоборудования до полного соответствия украинским техническим стандартам.

Ирина Ляденко, начальник управления таможенной стоимости Государственной таможенной службы: В контексте обсуждения проблемы и «серые» и «белые» являются официальными импортерами. И тем и другим государство предоставляет право на осуществление импорта и продажи транспортных средств. «Серый» же импортер для таможни - это субъект, который пытается уменьшить свои налоговые обязательства перед государством. В 2003-2004 годах появились первые негативные проявления «серого» импорта, а позже - следующая схема - разукомплектованные авто. Но стоит отметить, что те фирмы, которые практикуют такую схему, по нашим данным, не являются членами Ассоциации «Всеукраинского объединения торговцев транспортными средствами». Кроме прочего - все заявленные в разукомплектованном состоянии автомобили, оформлены с уплатой платежей в полном объеме, то есть по ценам новых укомплектованных автомобилей.

Константин Комендо: Наша Ассоциация начала бороться с явлением разукомплектованных авто еще год назад. Мы сделали для ликвидации этого импорта гораздо больше, чем «белые».

Кто возьмется за ремонт?

Сервисное обслуживание автомобилей - один из главных вопросов, интересующих владельцев авто. Мы задали вопрос игрокам авторынка, чем же отличается «серый» сервис от «белого».

Четверухин Геннадий, коммерческий директор Хюндай Моторс Украина: Несмотря на все разногласия и деления, в первую очередь мы должны думать о клиенте. Вопросы сертификации, таможенные платежи, схемы ввоза нам понятны, но они не всегда понятны нашим потребителям. Необходимо донести покупателю то, с чем он может столкнуться в будущем при эксплуатации авто. «Серые» живут за счет того, что предлагают более низкие цены, потому что они не инвестируют огромные деньги в развитие дилерских центров, в обучение технического персонала. Нередка ситуация, когда владелец приезжает с «серым» авто в официальную сеть. Но мы не всегда можем ему помочь, так как не всегда имеем такие запчасти.

Денис Домбровский, судья третейского суда «Захист прав»: К сожалению, «серые» дилеры не уведомляют потребителя о том, что он не имеет права в случае необходимости ремонта обращаться в официальную сеть, которая представляет данную марку.

Александр Абаринов, исполнительный директор Ассоциации «Всеукраинское объединение торговцев транспортными средствами»: Слухи по поводу того, что «серые» обманывают покупателей, мягко говоря, далеки от правды. Потребитель сегодня получает всю информацию об автомобиле без утайки - откуда и в каком виде пришел автомобиль, какая у него тормозная жидкость, есть подогрев сидения или нет и т.д. И этого принципа придерживаются  практически все независимые операторы.

Константин Комендо: А вопрос гарантийного обслуживания у «серых» решен за счет страхования. Фирма просто страхует риски. При этом предлагает клиенту обслуживаться там, где ему угодно. Мы даем возможность «белым» дилерам заработать на наших клиентах. К тому же клиент компенсирует возможные риски пониженной стоимостью.

Скоро и официальные, и неофициальные  дилеры окажутся в одинаковых условиях. Чем привлекательнее рынок, а украинский рынок один из самых перспективных в Европе, тем быстрее на него зайдет сам завод-производитель.

Юлия Щорс, Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых