aif.ru counter
14.11.2007 12:31
29

... зачем из русской классики делают «развесистую клюкву»?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ в Украине 14/11/2007

После просмотра сериала «Война и мир» у меня возник только один вопрос: почему, когда иностранные режиссеры берутся снимать фильмы по русской классике, у них каждый раз получается «развесистая клюква»? Почему они не приглашают российских консультантов? В конце концов, они используют нашу интеллектуальную собственность!

Г. Г а м а н о в, Московская обл.


Отвечает культуролог, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей:

- Россия производит так мало продуктов, к которым бы с уважением относились в мире! Народ на Западе не будет ездить на «Жигулях» или есть замечательную русскую колбаску. Российская культура - это тот безусловный продукт, который не очень высоко ценится только в Минфине РФ. А во всех остальных местах он вызывает уважение гораздо более искреннее, чем «Газпром», к примеру. И фильм, снятый по русской классике, гарантированно привлечет зрителя.

Но, к сожалению, серьезная работа, такой сериал, каким его сделали бы наши нынешние мастера - Николай Досталь, Александр Прошкин или Владимир Бортко, европейцев не заинтересует. Они хотят видеть нашу страну только в «клюквенном» варианте. Если на экране этакая разлюли-малина, «О! Это настоящая Россия!» - думает среднестатистический зритель юга Португалии или севера Исландии. Поэтому европейские продюсеры знают, что делают. Зачем им российские консультанты, которые будут следить за тем, чтобы картинка на экране была хоть немного правдивой? Они не собираются выставлять свой продукт на фестивале в Каннах или Венеции. Они снимают сериал для того, чтобы собрать, извините, денежку и хорошо разместить рекламу. И чем больше в нем окажется «гарнира а-ля рюс» с гуслями, балалайками, иконами и медведями, тем выше будет прибыль.

Войнушка и мирок. 8 Суперляпов сериала

1. Какие-то русские гусары с косичками на висках, по французской моде конца (!) XIX в., докладывают о переходе Наполеона через Неман Кутузову. На самом деле в момент вторжения Михаил Илларионович был отстранен от командирования и действующей армией не руководил.

2. Сцена сватовства Куракина к княжне Марье Болконской. Получив от ворот поворот, отец и сын Куракины уходят прочь. Камера крупным планом показывает портрет Дениса Давыдова работы Ореста Кипренского. Неплохо, за исключением того, что сам портрет еще не существует - Кипренский пишет его только три года спустя.

3. Кутузов при Бородине сидит в каком-то роскошном дворце, управляя оттуда ходом битвы. Вероятно, это простой крестьянский дом в селе Татариново.

4. Аустерлиц. Денисов и Николай Ростов почему-то во французских мундирах. Пятая колонна? Там же мы видим Кутузова, гарцующего на коне и кричащего императору что-то вроде: «Санек, валим отсюдова, пока лягушатники не приперлись!»

5. Старик Болконский то в парике, то со своей роскошной шевелюрой. Хотя под парик голову брили по санитарным соображениям.

6. Рядовые в русской армии почему-то подстрижены под ноль, да так, что неясно - какая именно Отечественная война на дворе - 1812 или 1941 г. А гусарские офицеры без усов, чего быть не могло в принципе.

7. Музыкальные инструменты - особая статья. Гармоники, на которых крестьяне шпарят что-то плясовое, были к нам завезены итальянцами как раз во время наполеоновского похода. В деревни гармошки проникли и того позже. То же самое касается цыган с гитарами, да еще и шестиструнными. Семиструнки у нас были, но считались чуть ли не аристократическим инструментом. Цыгане освоили гитару во второй половине XIX в.

8. Император на балу мало того что в сапогах (а не в полагающихся по протоколу бальных башмаках), так еще и волочет танцевать Элен Безухову. По регламенту, да и по роману Толстого, император должен открывать бал с хозяйкой дома.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых