aif.ru counter
20

Не расслабляйтесь - скоро выборы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. АиФ в Украине 07/11/2007

Депутата век недолог

Выступая перед соратниками-однопартийцами в Житомире, экс-спикер Владимир Литвин рассказал, почему он не хочет руководить новым парламентом: «По моему глубокому убеждению, нынешняя Верховная Рада просуществует не более полутора лет, потому что перед президентскими выборами состоится общая официальная мобилизация. Верховная Рада формально и неформально разделится на разные группы, которые будут поддерживать того или другого кандидата в президенты. В связи с этим принять какое-то ключевое решение будет непросто, и это будет формальным основанием (тем более что у нас уже прецедент создан) распустить эту Верховную Раду».

Можно поспорить с Литвином о причинах недолговечности нового созыва Рады, однако сама тенденция подмечена им верно. Парламент перестал быть «священной коровой» как в глазах политиков, так и среди населения. Дело в том, что украинцы с годами испытывают все меньше пиетета перед высшим законодательным органом. Социологи утверждают, что особенно заметным падение авторитета Рады и снижение уровня доверия к ней было в 2006-2007 гг. Так, по данным опросов Фонда «Деминициативы» и фирмы «Юкрейниан социолоджи сервис», в июне 2006-го отрицательный баланс доверия-недоверия к Верховной Раде составлял 29%. Через год, в июне 2007-го, количество тех, кто не доверяет депутатам, было уже на 46% больше, чем тех, кто доверяет.

Негативное отношение к парламенту сформировалось под влиянием оценки гражданами последствий конституционной реформы и оценки действий политических партий. Во-первых, анализ результатов мониторинговых исследований, которые проводились Институтом социальной и политической психологии (ИСПП) в 2002-2007 гг., дает основания говорить, украинцы склоняются к президентской и президентско-парламентской республике. Эти формы правления поддерживают 42% граждан, а парламентскую - всего 13%. Поэтому, если в следующем году пройдет референдум о превращении Украины в президентскую республику, за такое предложение проголосуют большинство граждан.

Во-вторых, по данным Института социальных исследований им А. Яременко, доверие к политическим партиям накануне роспуска парламента являлось самым низким с декабря 2004-го: им не доверяют не менее 72% граждан. Поскольку главной ареной столкновения партий остается парламент, это недоверие распространяется и на Раду. Этот же фактор повлиял и на рост поддержки инициативы президента распустить парламент. Так, по данным ИСПП, если в апреле роспуск поддерживали всего 38%, то в сентябре сторонники выборов составляли уже 50% граждан.

Таким образом, в обществе формируется установка на ослабление института парламента. Люди начинают понимать, что такой механизм, как досрочные выборы позволит им лучше контролировать политиков. Такое изменение в общественном мнении на руку президенту, который задумал провести на референдуме новую Конституцию и под нее еще раз распустить парламент. Такой же сценарий может реализовать после 2009 года и новый президент. 

Все будет хорошо

В этом сценарии есть несколько позитивных моментов. Во-первых, чем чаще будут проводиться выборы, тем меньше от политиков будет зависеть экономика. При той раскачке, к которой привыкли наши депутаты (по два три месяца на формирование коалиции и правительства, еще три-четыре на назначения, награждения и увольнения), они просто будут не успевать принимать кардинальные решения, влияющие на макроэкономические показатели.

Во-вторых, от выборов до выборов наблюдается интересная тенденция: большинство сил теряют популярность среди населения. То есть за две досрочные кампании граждане смогут забраковать пару-тройку действующих политсил и, таким образом, расчистить площадку для новых лидеров, которые будут немножко лучше.

В-третьих, угроза выборов будет заставлять политиков искать действенные формулы сотрудничества и идти на компромиссы. Поэтому можно также спрогнозировать, что после двух-трех досрочных выборов настанет время «длинных» парламентов с консолидированными коалицией и оппозицией.

С другой стороны, конечно, работа «коротких» парламентов и правительств будет проходить в режиме постоянного тушения «пожаров». Ждать стратегических решений в такой обстановке не приходится. Однако когда надвигается кризисная ситуация, украинские политики склонны перекладывать ответственность на профессионалов (бюрократов, политтехнологов, менеджеров). И пока парламентарии будут упражняться в риторике и демагогии, настоящие рычаги управления политическими и экономическими процессами окажутся в руках технократов. В таких странах, как Италия или Франция это произошло лет 40 тому назад. Теперь время Украины.

Петр РИВНЫЙ, Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых