aif.ru counter
25.10.2007 13:56
38

Чему учат в школах?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. АиФ в Украине 24/10/2007

Театр одного школьника

В школах Монтессори, которые очень популярны в Украине, нет уроков. Каждый ученик сам выбирает, чем будет заниматься сегодня: кто-то будет учиться писать, а кто-то - ставить химические опыты или изучать историю. В конце дня  каждый ребенок демонстрирует учителю выполненную работу, а ее результат обсуждается. Отметок в этих школах нет, но оценить свой труд детям помогает одобрение взрослых и других детей.

Некоторые школы предпочитают использовать новаторские методики частично - как бы присматриваясь. Одной их самых популярных стала концепция француза Селестена Френе. Он призвал отказаться от учебников и использовать вместо них особые карточки, содержащие необходимую информацию, задания или контрольные вопросы. Из таких карточек каждый ученик формирует индивидуальную программу обучения, а учитель помогает составить школьнику свой собственный недельный план.

Француз Френе создавал свою образовательную систему в смутные революционные времена ХХ века, поэтому в его методике свободный печатный орган стал неотъемлемым элементом как новой свободы, так и новой школы. Во многих школах, использующих методику новатора, ученики издают собственные газеты: пишут тексты, верстают, печатают.

Уроки труда

Противоположность «свободным школам» - заведения, основанные на трудовом обучении. Это не означает, что школа должна иметь ярко выраженную профессиональную специализацию. Занятия по труду должны стать центром, вокруг которого группируются научные занятия, - так считал американский педагог-новатор ХХ века Джон Дьюи. Идеи так называемой трудовой школы развивал Антон Макаренко со своей «школой-хозяйством». А сегодня его последователем является украинец А.А. Захаренко, основатель «школы-толоки». Труд в этой сельской школе стоит во главе образовательного процесса. Частью учебного процесса может стать, например, построение нового дома для погорельцев.

Впрочем, такие школы приживаются гораздо меньше, чем «свободные» - возможно из-за сложившегося в последнее время отношения к труду как к наказанию.

За и против

Ирина, мама семилетнего Вани, поделилась с «АиФ» своим взглядом на методику Монтессори:

«Я не приветствую сам принцип - с раннего возраста развивать в ребенке то, что его больше всего увлекает. Мне кажется, что ребенок очень меняется, и моя задача дать ему разносторонние знания, а не только то, что ему в данный момент нравится. Я при этом не имею в виду математику на уровне интегралов, а именно базовые знания в математике, истории, философии. Этим самым мы расширяем ребенку дальнейший выбор. А система Монтессори своим подходом этот выбор сужает.

Еще я разговаривала с учителями. Они не очень любят детей, пришедших после школ Монтессори, т. к. те неуправляемы и делают, что хотят. Но это мое мнение и я его никому не навязываю».

Кстати - Ирина не одинока в своем мнении. Недавно президент американского Центра образовательных реформ Джин Аллен выразил озабоченность тем, что в свободных школах детей не могут должным образом подготовить к суровой реальности.

Педагоги же с этим мнением не согласны. Валерия Кукса, руководитель Центра детской и семейной психологии, объясняет, что систему Монтессори следует воспринимать как целостный педагогический продукт. «Ее целью является не просто интеллектуальное развитие ребенка, а разностороннее формирование личности, - уверена эксперт. - Ребенок развивает самодостаточность и умение мыслить самостоятельно. И самое главное - требует уважать свое мнение».

Кстати

Кроме авторских школ, в мире существует огромное количество нестандартных учебных заведений. Их часто называют альтернативными. Например, программа обучения в британской школе Grand School разработана специально для близнецов, а в некоторых школах США дети изучают разнообразные науки путем искусства оригами - складывания фигурок из бумаги.

Просочилась в учебный процесс и «поттеромания»: на просторах бывшего СССР есть школы для маленьких «Гарри Поттеров» - здесь изучают «магояз» (магический язык), «локтегрызию» (науку не сдаваться) и «фолиантию» (таинственные книги).

Юлия ЩОРС, Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых