aif.ru counter
17.10.2007 13:47
2560

За рулем на Говерлу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. АиФ в Украине 17/10/2007

Подъем на Говерлу за рулем авто - новый рекорд, занесенный в Книгу рекордов Украины. Вершина самой высокой точки Украины в 2061 м над уровнем моря была покорена меньше чем за три недели.

На гору за приключениями

ЭКСПЕДИЦИЯ оказалась далеко не простой. Большую часть дороги Анатолию Бурбезе и Роману Мартынюку (инициаторам и руководителям проекта), пришлось буквально на себе тащить «Chevrolet-Niva», предоставленную компанией «УкрАвтоЗАЗ-Сервис». Именно эта машина возглавила колонну экспедиции и именно ей на долю выпала честь первой взобраться на Говерлу. Несмотря на сложную задачу, машина не претерпела серьезных изменений и не была напичкана техническими «допингами». Лебедка, балансирующие бамперы и мощная защита днища - вот и вся подготовка к подъему.

«Мы решили, что дополнительные конструкции и переоснащения не дадут нам никаких бонусов, - поясняет глава экспедиции Роман Мартынюк, - а тем более не облегчат наше восхождение. И потом, намного интереснее преодолеть гору именно на обычном городском автомобиле».

Роман Мартынюк, тернопольский путешественник и экстремал, много раз поднимался на Говерлу, но восхождение на машине называет самым сложным и проблематичным. Это он ощутил уже в первый день экспедиции, когда все три сопровождающие машины («ЗиЛ-131», «ЛуАЗ-1302» и  пикап «Chevrolet-

Silverado») застряли у подножия горы. Уклон был настолько крутым и мокрым, что даже вездеходы не смогли преодолеть несколько десятков метров.

Длинные метры

СТОЛЬ ранее расставание с кортежем не входило в планы организаторов, и потому из всех вещей, набитых в три больших машины, пришлось второпях взять только самое необходимое. В результате, запасы провизии, одежды и всех необходимых материалов сократились втрое. Нехватку провизии участники экспедиции ощутили почти сразу же, добравшись до первого базового лагеря на отметке в 1450 м над уровнем моря.

«Мы жили в самых настоящих спартанских условиях, - сетует руководитель проекта «ЗА РУЛЕМ на Говерлу» Анатолий Бурбеза. - Если в первые дни рацион наш состоял из тушенки, мяса и картошки, то в скором времени мы перешли на грибы и ягоды.  А из овощей у нас была только брусника, поэтому вся наша группа ходила с синими губами. Мы даже по этим губам  определяли, кто работал, толкал машину, а кто нет. Единственным плюсом в нашей ситуации было то, что нам удалось установить базовый лагерь.  Это давало возможность не ходить к подножию горы. Все-таки каждый день проходить по 9 км вниз и потом столько же вверх, это, безусловно, огромная нагрузка. Так что за счет такого сокращения мы выиграли половину дистанции и сберегли свою энергию на подъем, что было очень важно при таком скудном питании».

Г-н Бурбеза, генеральный директор ООО «За рулем - Украина», будучи большим автолюбителем, также наездил немало тысяч километров в поисках экстремальных ощущений. Но еще никогда эти километры ему не давались так тяжело, как на Говерле.

Чем выше поднималась «Chevrolet-Niva», тем меньше ей удавалось пройти самостоятельно. Например, если на старте можно было без проблем проехать 100 м, то ближе к финишу с трудом удавалось преодолеть даже 40 м. Движение тормозила еще тысяча мелких проблем. То срывало сделанный из швеллера передний бампер, то не выдерживали зацепы крюков, то машина попадала в ямы, глубина  которых на Говерле достигает более 1 метра. Апогеем стал нежданно выпавший в один из сентябрьских дней снег. Экстремалам пришлось бездействовать три дня в ожидании дальнейших капризов природы. Три дня участники экспедиции цепенели в ужасе, не зная, что делать дальше. Но к удивлению всех, на четвертый день пошел дождь и смыл весь белый осадок с Говерлы. Путь на вершину был открыт, и члены экспедиции, не заставив себя долго упрашивать, двинулись в путь.

Покорение горы

ОСТАВШУЮСЯ часть дороги приходилось преодолевать уже с помощью тросов и досок: крутые каменистые подъемы, заболоченные участки, глубокие рвы - все это было  не для колес городского авто. 6 больших длинных досок попеременно переставляли под машину и с помощью лебедки автомобиль тащили наверх.

«В этих местах Говерла особо неприступна, - рассказывает Роман Мартынюк, - порой угол подъема достигает 50 градусов. В этих местах не могут пройти даже пешеходы».

Несмотря на бесконечные затруднения, недоедание и усталость, никто из участников экспедиции не повернул назад: все решили во что бы то ни стало идти до конца. И 24 сентября гора все же уступила напористости экстремалов - после трех недель подъема «Chevrolet-Niva» наконец-то вскарабкалась на «лысину» Говерлы, где ее уже поджидали представители генерального партнера проекта, компании «Кастрол Украина», и Книги рекордов Украины.

Анатолий Бурбеза, руководитель проекта «ЗА РУЛЕМ НА ГОВЕРЛУ»:

1972 - родился в Магдебурге (Германия) в семье военнослужащего.

1995 - окончил экономический факультет Киевского государственного университета им. Т. Шевченко.

1997 - впервые участвовал в ралли автожурналистов. На «Опеле-Омега» одержал победу в своем классе и занял 2-е место в абсолютном зачете. С этого года является постоянным участником и призером различных автоспортивных соревнований.

2002 - выиграл чемпионат Украины по автослалому в группе заднего привода. Получил статус мастера спорта.

2003 - второй чемпионский титул по автослалому.

2005 - гендиректор ООО «За рулем Украина»

Роман Мартынюк, руководитель экспедиции:

1970 - родился в Тернополе.

1987 - впервые отправился на мотоцикле в путешествие в Карпаты.

1997 - получил звание мастера спорта в разряде «автомототуризм».

2000 - окончил Тернопольский политехнический институт. Совершил первое восхождение на Говерлу на мотоцикле «ИЖ».

2004 - организовал кругосветное путешествие (Европа, Россия, Северная Америка) на мотоцикле «Ракета».

2005 - на мотоцикле «Днепр» съездил в Монголию (УЗР, 2006, №2). Совершил второе восхождение на Говерлу на полноприводном мотоцикле, подготовленном в мастерской Григория Гуменного (Хмельницкий).

2006 - проехал на мотоцикле до самой северной точки Европы - норвежского мыса

Норд-Кап (УЗР, 2007, №2).

Азад САФАРОВ

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых