aif.ru counter
109

Униформа не по формам

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. Общество 10/10/2007

Где встречают по одежке?

Строже всего соблюдают дресс-код в столичных банках. Директор по персоналу одного из таких учреждений, специалист по деловому этикету Елена Соколова рассказала «АиФ», что в первый рабочий день каждого нового сотрудника знакомят с приказом о корпоративном стиле, где внешний вид сотрудника прописан до мельчайших деталей. Новобранца обязывают расписаться в том, что он ознакомлен с этим приказом и будет его выполнять.

«Это правило распространяется абсолютно на всех работников банка - даже системных администраторов и водителей», - подчеркивает Е. Соколова.

Общее правило в одежде банковского клерка - темный низ (юбки и брюки) и светлый верх (блузки и рубашки). Если на юбках или брюках есть полоски или клетка, они не должны быть яркими. Такими же приглушенными должны быть цвета галстуков и шейных косынок. Банковский служащий не может себе позволить носить крупные и броские украшения. Кроме того, в банке есть группа сотрудников, работающих непосредственно с клиентами - так называемый «фронт». Правила их экипировки еще жестче: служащие не имеют права надевать одежду с короткими рукавами, женщины в любое время года обязаны носить колготки телесного цвета и закрытые темные туфли. На груди должен красоваться значок банка или бейдж определенного образца.

Жесткие требования предъявляются также к сотрудникам министерств и госслужащим в других ведомствах. Например, министры и их помощники должны носить классическую одежду - костюмы, рубашки, галстуки, туфли. Для женщин обязательны колготки, закрытые туфли, а также костюмы, юбки и блузки строгого покроя. «Министр или высокий чиновник не имеет права надевать на работу ультрамодные вещи и аксессуары, все детали его туалета должны быть выдержаны в классическом стиле», - рассказала Елена Соколова.

Серьезнее всего следят за дресс-кодом в Министерстве иностранных дел: ведь дипломатам и их помощникам приходится общаться с иностранными делегациями в рамках строгого протокола.

Правда, беспрекословного соблюдения всех норм министерского этикета требуют только от служащих самого высокого ранга. Как признались «АиФ» сотрудницы украинского МИД, к «мелкой рыбешке» требования упрощены, а контроль со стороны руководства почти отсутствует.

Торговые компании тоже вовсю требуют от своих сотрудников соблюдения дресс-кода. Правда, их требования не так строги, как в банках. Как рассказал «АиФ» топ-менеджер ведущей алкогольной компании Виктор Архипенко, в костюмах представителей компании должны присутствовать фирменные - корпоративные - цвета торговой марки. Как правило, это очень яркие расцветки, что и отличает торговый дресс-код от банковского. Если речь идет о топ-менеджере, он может позволить себе носить только одну деталь в ярких корпоративных тонах: шейный платок или галстук.

Кстати, торговый представитель, работающий «в полях» (разъезжающий по торговым точкам), может позволить себе надеть рубашку с коротким рукавом. А водители, экспедиторы и рекламисты и вовсе могут забыть о деловых костюмах - для них в компаниях шьют корпоративные тенниски, ветровки и бейсболки с логотипом.

«Помимо одежды, торговые компании большое внимание уделяют фирменным деловым аксессуарам: ручкам, блокнотам, ежедневникам. Этими предметами необходимо пользоваться, общаясь с клиентами», - поясняет В. Архипенко.

Существует свой дресс-код и в крупных турагентствах. Они также используют цвета своих брендов в одежде сотрудников, напрямую общающихся с клиентами. Правда, в таких фирмах редко заставляют носить деловые костюмы. «Чаще всего строгую юбку или брюки дополняет рубашка с логотипом турагенства и фирменная косынка», - рассказывает туроператор Анна Пшеничная.

Распространен дресс-код и в тренинговых компаниях. Этим организациям, как правило, приходится работать с очень крупными компаниями, поэтому тренинговые центры очень пекутся о своем имидже. Здесь в почете костюмы – правда, не обязательно строгие. Женщины-тренеры могут себе позволить одежду из ярких тканей, оборки на юбках и даже пиджаках. Поскольку корпоративные тренинги (по продажам, управлению временем или финансами) зачастую длятся несколько дней подряд, тренеры обязаны каждый день надевать новый костюм. «Иначе слушатели будут просто утомлены видом ведущего и станут хуже усваивать новые знания», - поясняет Е. Соколова.

Строгость на пользу

Специалисты-кадровики считают, что дресс-код должен помогать служащим мобилизоваться, быть аккуратнее и пунктуальнее. «Ведь всем известно, что человек не может чувствовать себя расхлябанно в строгой одежде. Особенно это касается женщин», - рассказывает профессиональный менеджер по персоналу Елена Столетняя. 

Гораздо больше от введения строгого дресс-кода выигрывает сама компания. Прежде всего, она блюдет собственный имидж и этим зарабатывает дополнительную прибыль. Ведь если в серьезной организации люди одеты как придется, то и доверие клиентов к ней интуитивно падает. Особенно это касается банков и тренинговых компаний. Люди не доверят банку свои деньги и не захотят вкладывать средства в интеллектуальный продукт (тренинг), если у них не будет уверенности в солидности компании.

Кроме того, одинаковая одежда способствует созданию корпоративного, командного духе в коллективе сотрудников. «Тогда и сложные задачи решаются легче, и конфликты между работниками случаются реже», - считает Е. Столетняя.

Костюм в минус

Впрочем, недостатков у строгого корпоративного дресс-кода немало, и некоторые из них особенно огорчают.

Главное неудобство - не все хорошо переносят летнюю жару даже в легкой одежде. Что уже говорить об обязательных колготках и закрытой обуви. «Даже если термометр показывает +30, кадровики все равно не отменят корпоративные правила из-за погоды. А кондиционеры пока работают далеко не в каждом столичном офисе», - жалуется банковский операционист Светлана Мухина.

И жара, по словам офисных обитателей, далеко не самое большое зло. Например, строгий пиджак часто сковывает движения, а воротник блузки или галстук пережимают шейные сосуды, чем ухудшают кровообращение головного мозга. Результат - головные боли и боли в спине.

Но что значат физические страдания по сравнению с моральными мучениями! Большинство офисных служащих зарабатывают не так уж много. Поэтому в качестве добавления к своему обычному гардеробу они вынуждены специально покупать недорогие костюмы, блузки и рубашки из синтетических тканей, большинство из которых сшиты просто отвратительно. В то же время топ-менеджеры и руководители компаний могут себе позволить очень качественные костюмы от солидных дизайнеров и по солидной же цене. О каком равноправии и общем командном духе в таком случае может идти речь?

Еще одна неприятная сторона корпоративного дресс-кода - стандартизация сотрудников. Облачаясь вместе с сотней коллег в однотипную одежду и убирая волосы в стандартный пучок, работник теряет свою индивидуальность. Это влияет не только на настроение, но и на качество работы. Непонятно куда исчезает и фантазия, и творческий подход к решению задач. «А именно на разности мыслей, интеллектов и характеров членов рабочей команды многие передовые западные компании стараются строить свой бизнес. И благодаря этому добиваются максимального успеха - в том числе и в продаже своих товаров!» - комментирует директор по развитию компании-производителя компьютерных программ Евгений Савчук.

Ирена Кильчицкая, запредседателя КГГА:

 - Для меня дресс-код очень важен. Я считаю, что банкир или госслужащий не может продуктивно работать, если он одет кое-как. Но самое главное правило - женщина-госслужащий не должна подчеркивать свою женственность одеждой. Этим она демонстрирует окружающим свои комплексы.

К иллюстрации:

Прическа: волосы до плеч. Если они длиннее, то их необходимо собирать.

Костюм: предпочитает деловой брючный. Иногда надевает юбки длиной до колена.

Блузки: строгие. Никогда не станет открывать плечи.

Ноги: обязательны колготки или чулки. Ни в коем случае не ажурные и не в сеточку.

Обувь: если надевает юбку, то обувает только закрытые туфли. Открытые босоножки позволяет себе исключительно в ансамбле с брюками. 

Председатель Совета учредителей ГК «Фокстрот» Георгий Дигам:

- Мундиры с цинковыми пуговицами уже давно вышли из обихода, однако людям по-прежнему необходимы правила, регулирующие отношения внутри коллектива. Деловой костюм и галстук – это не только «одежка, по которой встречают». В нашем коллективе это еще и проявление корректности, уважения к коллегам и партнерам. Хотя я очень люблю спортивный стиль, прийти в офис в джинсах могу только в том случае, если после аэропорта вынужден срочно ехать на работу. Однако и тут есть выход: в кабинетном шкафу меня ждет деловой костюм. И уже через пару минут я снова в «мундире», который должен говорить окружающим о чести компании, которую я представляю.

К иллюстрации:

Прическа: строгая, аккуратная мужская стрижка.

Костюм: строгий классический. Летом может снять пиджак и остаться в светлой рубашке.

Галстук: строгий с классическим рисунком. Может быть ярким или корпоративного красного цвета.

Обувь: классические туфли темного цвета.

 Как живет дресс-код на Западе?

Крупные западные корпорации ввели строгий дресс-код более 100 лет назад. В уставе компаний обычно прописывались мельчайшие детали одежды сотрудника, а иногда даже процент содержания синтетических волокон в ткани костюма. Однако в 1990-х годах в западных офисах наметилась прямо противоположная тенденция. Впрочем, далеко не всем организациям она пошла на пользу.

Свобода – друг

Главным тезисом в этой революции стало утверждение, что комфорт повышает продуктивность труда и одновременно снижает текучесть кадров. «И те работодатели Европы и Америки, которые улучшили условия труда и разрешили своим сотрудникам одеваться более свободно, уже через год удвоили прибыль своих предприятий. Ведь они сделали ставку не на внешний вид, а на инициативность, творческую активность и гибкость мышления своих сотрудников», - рассказывает кадровый менеджер столичного агентства, специализирующегося на трудоустройстве за рубежом Валерий Саенко.

Вторым аргументом в пользу отказа от однотипных костюмов стало развитие высоких технологий и Интернета. Ведь в этих условиях у многих инициативных специалистов появилась возможность работать дистанционно, а потому дресс-код вообще стал не нужен.

Правда, крупные компании некоторое время продолжали придерживаться старых традиций, но долго удерживать своих подчиненных в костюмах и при галстуках не смогли даже они. Ведь в западную корпоративную моду все больше входил командный стиль управления и демократичность отношений между подчиненными и руководством. «Само собой разумеется, что такая рабочая атмосфера не предполагает строгих костюмов и белых воротничков. Ведь для того, чтобы мотивировать работника на достижение высоких результатов, компания с командным стилем работы должна относиться к работникам как к личностям, а не как к безликим элементам одной системы», - говорит В. Саенко.

Но дисциплина дороже…

Новая свободная мода пошла на пользу далеко не всем западным компаниям. Такой стиль оказался хорош для фирм по разработке передовых компьютерных технологий, но совершенно не подошел банкам, страховым компаниям и юридическим фирмам. «Даже в самом демократичном обществе фривольно одетый банкир, юрист или финансист может просто отпугнуть клиента банка или вкладчика инвестиционного фонда», - поясняет В. Саенко. Поэтому серьезные американские компании (например, расположенные на нью-йоркской  Уолл-стрит) все-таки вернулись к строгому дресс-коду, считая его более серьезным и профессиональным.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых