aif.ru counter
10.10.2007 16:11
22

Евро-бизнес

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. Общество 10/10/2007

Продажа сувениров, а также кормежка, расселение и развлечение гостей столицы - вот на чем мелкие и средние предприниматели смогут заработать во время чемпионата по футболу Евро-2012.

Если крупный бизнес сосредоточит свои капиталы в основном на строительстве гостиниц и торгово-развлекательных центров, то малый - сфокусируется на предоставлении мелких услуг. Так считает большинство экспертов, опрошенных «АиФ».


«Купите  футболочку!»

«И ТУТ у предпринимателей, представляющих малый и средний бизнес,  чрезвычайно широкое поле деятельности, - говорит Директор института экономики и прогнозирования НАН Украины Валерий Геец. - Они могут заработать на всем - начиная от продажи футбольной атрибутики, заканчивая транспортными перевозками по городу. Вопрос лишь в том, что нужно с пониманием подойти к потребностям приезжих: впервые нас посетят не пожилые пенсионеры, которых интересуют в основном экскурсии по историческим местам, а активные молодые туристы».

С тем, что торговля сувенирами станет во главе бизнеса «малышей», согласен и предприниматель Андрей Тараненко. Большой любитель футбола, он объездил почти весь материк в поисках захватывающих чувств от качественной игры. Минувший чемпионат мира по футболу-2006  в Германии также прошел не без его участия. Оценив возможности, которые дарит предпринимателям проведение такого массового мероприятия  в их городе собственными глазами, сегодня г-н Тараненко считает, что у представителей малого и среднего бизнеса доходы могут быть не меньше, чем у крупных застройщиков.

«В Германии, к примеру, - поясняет предприниматель, - торговля символикой шла просто на «ура». Там буквально на каждом шагу можно было купить футболку, шорты, гербы, значки с атрибутикой сборных команд по футболу разных стран. Особенно высоким спросом пользовался вымпел с флагами и гербами стран четырех сборных-участниц одной группы чемпионата. При том, что себестоимость такого товара очень низкая, он «улетал» с лотков по 40-50 евро за единицу».

А кушать хочется всегда

ОДНАКО не только футболки, шарфы и бейсболки пользовались популярностью у туристов. Больше всего денег, по словам А. Тараненко, фаны оставляли в закусочных.

«Причем это даже были не кафе и не бистро. Просто на центральных улицах Берлина в один ряд были выставлены маленькие палатки, каждая из которых представляла национальную кухню отдельно взятой страны, - вспоминает предприниматель. - И сколько стран участвовало в чемпионате, столько точек питания и было презентовано».

Директор института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский также считает, что на втором месте по прибыльности после торговли товарами, украшенными символикой чемпионата, в 2012 году в Киеве может стать сфера общественного питания. Правда, он опасается, что вряд ли Киев сможет перенять этот опыт.

«В Германии  предпринимателям гораздо легче организовать торговлю готовой едой на улице, поскольку там действует более гибкая система выдачи лицензий, - говорит

г-н Бураковский. - В Киеве же  - попробуй сварить борщ на улице, как тут же сбегутся санитарные врачи и другие проверяющие. В нашей стране вообще непросто объединить воедино   упрощенную систему выдачи разрешений и тщательный контроль со стороны фискальных органов. Вот эта «залицензированность» и «заформализированность» и  станет настоящей проблемой наших предпринимателей.

По мнению экспертов, специально под чемпионат никто не будет менять законы, а для введения каких-то временных разрешений необходимо, чтобы  местные власти взяли на себя большую ответственность. Иначе Киев будет выглядеть  просто смешно, когда к нам приедет 60 тысяч болельщиков, а город окажется  не в состоянии их накормить. Ведь в жару люди предпочитают кушать не в помещениях, а на улице. 

Между тем, киевские власти с экспертами не согласны.

«Я не думаю, что у нас будет какие-то серьезные проблемы с разрешениями, - парирует начальник ГУ регуляторной политики и предпринимательства КГГА Николай Поворозник. - В Европе часто во время таких мероприятий вводится упрощенная разрешительная система, и я думаю, у нас это тоже возможно. Мы даже сделаем так, чтобы предприниматель мог получить разрешение в течение трех дней».

Они экономят, мы - зарабатываем

ИЗВЕСТНО, что болельщики, как и все нормальные люди, не только покупают сувениры и едят, но и спят, принимают душ - живут, одним словом. Так вот именно на этой общечеловеческой потребности, по мнению наших экспертов, киевские предприниматели тоже смогут неплохо заработать.  Дело в том, что, во-первых, не всем гостям в  киевских гостиницах хватит мест, во-вторых, приученные к экономии европейцы из-за дороговизны и  сами неохотно будут в них селиться. И куда же им деваться? Селиться в частные квартиры, посуточно  сдающиеся в аренду.  

«Во время Евровидения в Киеве частные апартаменты пользовались большей популярностью чем гостиницы, - рассказывает риелтор одного из агентств недвижимости Ирина Цимбрыль, -  Дело в том, что снимать квартиру  намного дешевле, чем гостиницу. Правда, неизвестно, сколько будет стоить аренда через пять лет. Сейчас, например, снять однокомнатную квартиру в Киеве можно в среднем за 50 долларов в сутки».

До каких бы размеров ни выросла стоимость аренды квартир к 2012 году, все равно тарифы на гостиничные  номера она не догонит. Потому эксперты советуют всерьез заняться этим сегментом, причем говорят, что выходить на рынок необходимо хотя бы за полгода до чемпионата, чтобы успеть себя  разрекламировать.

Экскурсии по городу замыкают список услуг, на предоставлении которых киевляне смогут заработать через пять лет. Однако тут  представителям  малого и среднего бизнеса могут помешать конкуренты, которые уже успели набить на этом руку.  Поэтому единственное, что могут предпринять   мелкие новички, это предложить туристам необычные маршруты.

Азад САФАРОВ

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых