aif.ru counter
44

Снегурочка с железобетонным стержнем

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ в Украине 03/10/2007

Книги писательницы хранятся в Вашингтонской Библиотеке Конгресса. А в этом году ее произведение «Про Блеза Паскаля, Вольфа Моцарта, Ганса Андерсена, Катрусю Білокур, Чарлі Чапліна» признано лучшей детской книгой года.

От киномеханика до лауреата

- Ирэн, стать писательницей - детская мечта?

- С 6-ти лет в моих руках всегда был блокнот и ручка: записывала все, что видела. Это была тайна. И каким же было мое потрясение, когда однажды я открыла свой блокнот и увидела... исправленные мамой и бабушкой ошибки. Тогда я чуть было не бросила писать.

Вообще меня считали странным ребенком. Например, в поисках приключений и новых впечатлений я садилась в автобус или троллейбус и ехала, куда глаза глядят. Однажды о моих тайных путешествиях прознали взрослые - на одном из фото, сделанном уличным фотографом, я была запечатлена на другом конце города.

Когда я оканчивала школу, мой дедушка бегал по городу, пытаясь меня, вечную троечницу, устроить хоть на строительное отделение ПТУ. К счастью, я никогда не ориентировалась на мнение своей семьи, никогда не советовалась, кем мне быть и как жить. Я поступила на факультет журналистики. Теперь моя семья мной довольна. А могла бы быть строителем или маляром.

- Как вас угораздило стать шпрехшталмейстером в цирке? (В обязанности  шпрехшталмейстера входит объявление номеров программы и участие в клоунских репризах. - Ред.)

- Совершенно случайно. На областном конкурсе в городе моего детства Донецке проходил литературный конкурс. Я выступала с серьезным поэтическим произведением, по-моему, «Реквиемом», и заняла первое место. Три дня спустя у нас дома раздался телефонный звонок. Говорил директор цирка (он был членом жюри конкурса) - предлагал должность шпрехшталмейстера. Уж не знаю, как он по моему «Реквиему» определил, что я смогу открывать стихами цирковые программы (смеется).

Корона из «Гудзика»

В 2000 году ее первое серьезное произведение детектив «Мерці» получило награду конкурса «Коронация слова». Сегодня Ирэн пишет романы, которые, несмотря на свою интеллектуально-психологическую глубину, имеют все шансы стать массовой украинской литературой. Роздобудько умеет писать просто о главном. Как сказал один критик, «ей удается декламировать домохозяйкам Элиота, не принижая Элиота и не утомляя домохозяек».

Ее книга «Гудзик», также получив в 2005 году награду «Коронации слова», до сих пор бьет рекорды продаж. Именно благодаря «Гудзику» Ирэн Роздобудько и стала народной любимицей.

Недавно корреспондент «АиФ» стал свидетелем одной интересной сцены. На Форуме издателей - самом большом книжном событии в Украине, проходившем в сентябре 2007-го, - Ирэн Роздобудько вместе с немецкой писательницей Дженни Ерпенбек стали участницами литературного вечера-тандема. После окончания встречи одна из зрительниц подошла к Роздобудько и хотела что-то сказать. Но, не выдержав, расплакалась и поспешила к двери. Писательница догнала ее, обняла и, по-видимому, спросила, что же все-таки случилось. От Ирэн корреспондент «АиФ» узнал, что женщина ответила: «Гудзик» - это обо мне».

- Знаете, действительно, читатели в героях «Гудзика» часто узнают себя. Например, одна женщина поведала мне, что благодаря моему роману я невольно уберегла ее от роковой ошибки, - поведала писательница.

Ее работы нельзя назвать чисто женскими, в них много мужского. И даже в книге «Дванадцять, або Виховання жінки в умовах, непридатних для життя» повествование частично ведется от лица мужчины.

«Я не люблю слово «успех»

В ее манере поведения женственность органично сочетается с по-детски неуемной жаждой приключений. Ирэн кажется слишком хрупкой и чувствительной. Но в одном из интервью на вопрос о главном правиле своей жизни, писательница повторила слова булгаковского Воланда, обращенные к Маргарите: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут».

- Ирэн, ваш путь нельзя назвать легким. Что помогло вам не сломиться?

- Да, в моей жизни было много неудач и неприятных моментов: жуткий кинотеатр, завод, где каждый рабочий мог меня обматерить, видеосалон, в котором изо дня в день приходилось крутить фильмы, которые мне до смерти надоели. И, конечно же, сокращения, безработица, когда перед мамой делала вид, что иду на работу, а сама шла гулять. Но меня сложно сломить. Мой первый муж как-то сказал: «В тебе такой железобетонный стержень!» Теперь я понимаю - все мои неудачи работали на опыт. Я многое пережила, была на улице, и теперь благодаря моему прошлому мне есть что сказать. Людям следует научиться переформулировать свой негативный опыт. В своей следующей книге «Переформулювання» именно это я и попытаюсь объяснить читателю.

- У вас есть свои способы самосовершенствования?

- Никогда не задумывалась об этом. Я всегда очень много читаю, много думаю. У меня нет энциклопедических знаний, но с детства сильно развита интуиция. Я даже знаю, что со мной будет дальше.

- Ваше понимание «успеха»?

- Безумно не люблю это слово. Человек не должен обращать на него внимания. Пусть о нем говорят другие. Я видела людей, которые чувствовали свой успех. Это уже не люди, это - гробы.

- Как вы думаете, почему ваши книги так популярны?

- На самом деле мне трудно ответить на этот вопрос. Может быть, люди, наконец, устали от «чернухи»? А может, все потому, что я никогда не писала историю ради истории, а всегда что-то хотела сказать читателям, вложив свои знания и опыт. И знаете, как ни странно это звучит, все мои будущие романы уже существуют. Мне осталось их написать.

Справка «АиФ»

Ирэн Роздобудько родилась в 1962 году в Донецке. Закончила Киевский государственный университет - факультет журналистики. Есть дочка Яна. С 1988 года живет и работает в Киеве. Увлечения - рисует, вышивает бисером, играет на гитаре, плавает с аквалангом. Ныне работает главным редактором журнала «Караван историй. Украина».

Юлия ЩОРС, Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых