aif.ru counter
26.09.2007 12:39
39

Демарш Муратовой

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ в Украине 26/09/2007

Совмещение несовместимого

Допремьерный показ собрал вместе исполнителей почти всех главных ролей: Богдана Ступку, Ренату Литвинову, Наталью Бузько и Нину Русланову. Следуя голливудским традициям, организаторы даже развернули перед кинотеатром «Киев» длинную красную дорожку. Но праздничного дефиле не получилось - влажная и прохладная погода заставила звезд поскорее пройти в помещение. Первой жертвой расспросов стала Рената Литвинова, которую журналисты окружили плотным кольцом уже в холле кинотеатра.  Наверное, именно из-за этого Рената, единственная из приехавших, не стала участвовать в пресс-конференции вместе с остальными звездами.

Кажется, самим названием картины - «Два в одном» - режиссер как бы готовит публику к восприятию двух разных сюжетов и двух разных миров. Так на самом деле и происходит. Фильм состоит из двух новелл. Первая из них открывается видом повешенного на сцене театра актера. И все же фильм - не детектив и не триллер, и потому покойник не становится главным «действующим лицом» происходящего. Режиссер уводит зрителя в закулисье, показывая тамошних жителей во всей их странности и вместе с тем - обыденности. Для них даже холодный труп посреди сцены - не причина для закрытия театра.

Ломая традиции

Когда все становится на свои места и двери театра распахиваются от напора зрителей, на сцене появляется конферансье, который и вводит публику в новую реальность с новыми героями.

Теперь уже в объективе стареющий ловелас (Богдан Ступка), который не может смириться с одиночеством. У него есть все, кроме того, в чем он отчаянно нуждается, - женщины его жизни. Он готов искать ее до изнеможения. Единственная женщина рядом с ним - его дочь (Наталья Бузько), которой приходится терпеть выходки ищущего папаши. Не выдерживая напряжения, она приводит в дом свою подругу, простодушную работницу (Рената Литвинова) трамвайного депо.

Почему столь разные сюжетные линии вплелись в одну картину, понять сложно. По словам самой Муратовой, «Монтировщики» и «Женщина мечты» уже давно пылились в архиве: режиссер не хотела выпускать их отдельными короткометражными частями.

«И только благодаря тому, что в «Монтировщиках» готовится сцена, я решила один сюжет подвести под другой», - говорит Кира Муратова. Удалось режиссеру это сделать или нет - зрители после показа обсуждали долго. Но не это было в центре дискуссий. Большинство гостей шокировала абсолютная смена амплуа Богдана Ступки. Сцены, где его персонаж в исступлении срезает трусы героини Бузько, испражняется вместе с собакой на дверь или, стоя голышом в ванной, обтирается мочалкой, никак не ассоциируются с прежними - куда более «серьезными» ролями мэтра. В кулуарах кинотеатра шли разговоры о том, что «Два в одном» может лишить актера «жирной» части поклонников, привыкших видеть в Ступке идеал украинского мужчины.

Кира Муратова: «Не надо думать, что зритель глупее тебя»

- Кира Георгиевна, вы не боитесь, что после того как вы показали крупным планом испражнения известного актера, многие молодые режиссеры начнут вам подражать, гоняясь за как можно большей аморальностью?

- Все зависит от того, как сделать, как снять, как подать. Ведь это содержание, а на всякое содержание есть форма. У одного режиссера такая сцена может хорошо вписываться в картину, а у другого - быть лишней, не нужной, отталкивающей.

- А кто из персонажей вам близок?

- Как раз персонаж Богдана Ступки. Эту роль мог сыграть только Богдан Ступка. Есть много замечательных актеров его возраста, но никто не смог бы сделать этот образ лучше него - потому что Ступка соединяет в себе все то, что для этого нужно. Это уникальное соединение суперпрофессионализма, таланта и варварской первозданности, первобытности, которая в нем живет. Это то сочетание, когда животное соединяется с высшим интеллектуальным утонченным умом. И как раз это соединение и дает мне веру в жизнеспособность созданного персонажа. Потому что долгое время я не знала, как его представить и кто его сыграет. Одно дело видеть это на бумаге, другое - вживую.

- Каковы ваши прогнозы на прокат фильма в Украине?

- Мне кажется, эта картина пойдет лучше, чем другие мои фильмы. Наверное, потому, что она затрагивает очень частные, очень интимные личные истории, ситуации, характеры. Я вообще люблю обыгрывать в своих фильмах малую частную ситуацию, люблю мелкотемье, из которого, собственно, и состоит жизнь.

- А вам не кажется, что украинский зритель не поймет «Два в одном»?

- Я не люблю этих вопросов. Считать зрителя глупее себя - это нонсенс вообще.  Я не думаю, что зритель глупее режиссера. Нужно готовить ту пищу, которую ты сам хотел бы есть. А не считать так: «Для себя я выберу изысканные блюда, а для остальных намешаю всякую всячину. Они же все равно дурные». Надо воспринимать зрителя на своем уровне.

Азад Сафаров, Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых