111

Крепостные дети

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ в Украине 26/09/2007

Впрочем, школьник школьнику - рознь. «Попробуй, заставь что-нибудь сделать! В школах уже давно нет даже подобия той дисциплины, какая была в советские времена», - восклицают одни родители. Другие громко возмущаются, что их детей просят подмести пол в классе! А третьи даже представления не имеют о том, что такое физический труд. «О какой уборке может идти речь, если половина учеников уехала отдыхать с родителями в Альпы? За все давно заплачено, и в том числе - за уборщиц в школе», - удивляется бабушка привилегированной ученицы. И все-таки большинство детей живут по совсем другим стандартам.

Что такое детский труд?

Так почему же международные эксперты кричат об использовании в Украине детского труда? Если вы - счастливый представитель среднего класса, проблемы детей, живущих на грани нищеты и вынужденных зарабатывать себе на пропитание, конечно, для вас не существует. Но она, увы, есть. По статистике, около 3% украинских детей не посещают школу из-за необходимости заработка.

В международном законодательстве понятие «детский труд» определяется как «оплачиваемая или неоплачиваемая работа или деятельность, сопряженная с опасностью для детей в психическом, физическом, социальном или моральном отношении».

Подспорье фермеров

В Украине привлечение сельских детей к фермерским заботам - привычное явление. Особенно это касается тех, кто растет в малообеспеченных и неблагополучных семьях. По данным Министерства по делам семьи, молодежи и спорта, в нашей стране из 350 тысяч экономически активных детей, в сельском хозяйстве работает почти половина - приблизительно 46% школьников.

 Согласно результатам социологических исследований Государственного Института развития семьи и молодежи, 18% детей заняты тяжелым физическим трудом, из них 24% - это дети в возрасте от 7 до 12 лет. В течение всего учебного года постоянно трудится 61% школьников. В среднем 14-15-летние подростки, вовлеченные в круговорот сельскохозяйственных работ, работают по 5-6 часов. 3% школьников трудятся более 8 часов в сутки.

Около трети детей, работающих в сельском хозяйстве, жалуются на здоровье. От физических травм или болезней, вызванных небезопасными или вредными условиями труда, страдают 3% детей (прежде всего, это дети от 10 до 14 лет).

Домашние рабы

Большинство родителей не видят никакой связи между работой ребенка и его обучением и, следовательно, не осознают негативного влияния труда на обучение. Как показывают исследования, чем беднее семьи - тем больше дети работают, и, следовательно, тем меньше у них возможностей развиваться.

В многодетных семьях дети привычны к домашней работе. Практически ежедневно за младшими братьями или сестрами присматривают в 75% семей, в которых денег не хватает даже на необходимые продукты, и в 55% семьях среднего достатка.

Между прочим, количество детей в семье - один из определяющих факторов попадания в касту бедных. Уровень бедности семей с одним ребенком составляет 28,9%, с двумя детьми - 42,9%, с тремя и больше - 66%. Вот и получается, что в итоге дети вынуждены позаботиться о себе сами.

Языком цифр

По оценкам Международной организации труда, во всем мире более 250 млн. детей в возрасте от 5 до 14 лет работают для того, чтобы выжить. Почти половина из них - около 120 млн., работают полный рабочий день, ежедневно на протяжении всего года. 70% детей работают во вредных условиях.

Такая простая эксплуатация

- В школах детям запрещается мыть окна выше первого этажа, об уборках в коридорах и туалетах речь вообще не идет, в специализированных классах наводят порядок исключительно технички, - рассказывает Виктория Жук, учитель физики киевской школы № 54. - Возможна только уборка в классе - но не в младшей школе, участие в месячнике благоустройства - в случае хорошей погоды и только по согласию детей. Впрочем, при школах своих участков уже почти не осталось, так что и беспокоиться не о чем. К тому же попробуйте сегодня кого-нибудь поэксплуатировать! Это учителей эксплуатируют, а не детей.

- В селе действительно работают многие школьники. Но они привыкли к физическому труду у себя на огородах и не воспринимают необходимость работы как насилие, - считает Татьяна Попович, учитель английского языка киевской школы № 137. - А в городских условиях - где дети учатся труду? Многие из них даже не знают, с какой стороны подойти к венику. У детей должны быть хоть какие-то трудовые обязанности. Например, старшеклассники, чтобы не учиться, сделают все что угодно. Бывает, ученики даже предлагают: «Давайте мы окна помоем, а вы нам оценки поставите». Вообще, все зависит от детей - от того, как они относятся к физическому труду?

Детей используют как рабочую силу

«В школе наших детей используют как бесплатную рабочую силу. Учеников заставляют руками сеять и собирать на школьном поле свеклу. Потом все, даже директор, эту свеклу крадут и продают. Используют детский труд и не на школьном поле. Наши дети работают на огородах, в саду директора школы и его помощников, учителей.

Все текущие ремонтные работы в школе проводят только силами учеников, хотя деньги на ремонт достает школа. Как много денег дают на ремонт и сколько их потратили, директор уже неоднократно рассказывал ученикам на школьных линейках. Почему же тогда наших детей заставляют белить, штукатурить, ремонтировать школьную мебель?

Собственно, убирают школу тоже дети. Директор и завуч школы за кусочек сыра и бутылку молока, полученные от уборщицы, заставляют учеников убирать ее территорию.  А нашим детям говорят, что их наказали за какую-то провинность».

Родители учеников Самборской специальной общеобразовательной

школы-интерната, Львовская область

Ксения Мелешко, Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых