aif.ru counter
53

Т. Черновол: «Мы подтверждаем легитимность парламента»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ в Украине 26/09/2007

Загадки хронологии

- В Украине недавно появилась пословица: «Кто-то думает о следующих выборах, а кто-то - о следующих поколениях». Но тут все приземленней: есть бюджетный кодекс, определяющий бюджетный процесс. И Украина должна его пройти вовремя. У нас есть единственный пример, когда страна вошла в новый год и прожила почти полгода без бюджета. Это самый подлый год в украинском государстве - период премьерства Лазаренко, когда потенциал Украины был разворован и уничтожен больше, чем за все другие времена. Именно тогда и сформировали свои миллиардные ресурсы некоторые лидеры нашей оппозиции, которые сейчас представляют себя «белыми и пушистыми».

- Но почему процесс начат именно сейчас, а не после выборов?

- Здесь есть два нюанса: юридический и бюджетный. В контексте первого мы подтверждаем, что парламент полномочен, а выборы происходят по соглашению сторон. Напомню вам, что Верховная Рада работает по регламенту. Там записано, что депутат выходит из фракции, когда это объявлено с трибуны сессионного зала. Съезды БЮТ и «Нашей Украины» прошли в начале июня, где полномочия их депутатов были прекращены в связи с выходом из фракций, а из фракций они вышли только через две недели. Выходит, что событие не состоялось. Поэтому сегодня в Верховной Раде 449 депутатов. При таком составе мы можем работать.

А в контексте бюджетного процесса, то сегодня идет процедура, которая не предвидит окончательного принятия решений. Мы принимаем к рассмотрению бюджет: парламент заслушал министра финансов и руководителя бюджетного комитета. Принятое после этого решение дает бюджетному комитету возможность взять проект на доработку. Депутаты, у которых есть замечания, вно-сят свои предложения, а комитет их рассматривает и учитывает или отклоняет.

Если эту процедуру не провести сейчас, то после выборов провести бюджетному процесс уже никто не успеет. А то, что процесс начат одним составом парламента, а закончится другим - это абсолютно нормально.

- А где гарантия того, что новый парламент примет эту эстафету?

- Гарантией является коалиция в новом парламенте.

- Почему?

- В Украине действует законодательная норма, по которой, если не принят новый бюджет, страна живет следующий год с расчетом на ежемесячное повышение расходов на 1/12 от предыдущего бюджета. Таким образом, расходы растут на огромные суммы, базовые расчеты растут в разы, а не проценты. Это может взорвать экономику и взять на себя такую ответственность президент не решится.

Механизмы справедливости

- Партия регионов обвиняет сейчас своих оппонентов в подготовке к очередному демаршу - отказу от депутатской присяги - что вы будете делать, если это действительно произойдет?

- К сожалению, в нашей Конституции есть достаточно лазеек, открывающих возможность заниматься откровенной диверсией. Я думаю, что мы когда-нибудь должны набрать 300 голосов, чтобы в ту же 182 статью, дающую возможность 150 депутатам делегитимизировать парламент, внести поправки. Например, если партии, набравшие эти 150 голосов, занимаются саботажем, отказываются принять полномочия - тогда их мандаты как бонусы равномерно распределяются между другими победителями избирательной кампании. Это будет справедливо и приучит манипуляторов к ответственности.

Развивая юридический контекст бюджетного процесса - как раз сейчас мы подтверждаем легитимность парламента. Ведь Верховная Рада может быть распущена, если в течение одной сессии по 30 календарных дней она не собиралась на заседания. Вот мы и собираемся. Увы, у президента такого козыря нет. Поэтому, если президентская сторона постарается заблокировать работу следующего парламента - мы пойдем по нескольким направлениям: во-первых, продолжит работу текущий созыв, во-вторых, нам придется принимать решение о легитимности президента. Если события примут такой оборот - мы просто приведем юридическое состояние в фактическое.

- Ну а если большинство в парламенте получат ваши оппоненты, что будет делать Партия регионов?

- Если результаты выборов переведут нас в категорию оппозиции, во что трудно поверить, то мы, как законопослушные люди, примем присягу и эти 3-4 месяца побудем в оппозиции. Больше не придется, поверьте. Почему развалилась широкая коалиция, когда уже все было подписано и мы готовились утром объявить о создании коалиции Партии регионов и «Нашей Украины»? Наша партия тогда пошла на огромную уступку: несмотря на то что у нас было больше мандатов, приняли их кандидатуру премьера - Юрия Еханурова. Знаете, что произошло? В «Нашей Украине» возникло 10 человек, которые стали претендовать на это место.

Консультативный - не прямой

- Референдум, который инициирует ваша партия, содержит ряд конституционных вопросов, а ваши оппоненты предлагают переписать документ в принципе - согласитесь вы работать над новой Конституцией или нет?

- В Украине четко прописан механизм изменения Конституции. Когда-то Кучме очень захотелось изменить ее через референдум, он даже получил результаты, но для легитимизации он обратился в Конститу-ционный суд. Там ему отказали - и тоталитарный лидер Кучма принял этот вердикт. Хочу заметить, что у нас сейчас идет откровенная девальвация терминов. Но любые способы неконституционного внесения изменений в Конституцию будут остановлены.

- Ну, так ваши оппоненты и говорят о конституционном референдуме?

- Давайте посмотрим, что предлагается. БЮТ не дает никаких четких, понятных вопросов. Они фактически инициируют диктатуру президента или спикера - нет никакой середины. А если я за парламентско-президентскую республику, как большая часть украинцев?

Президент хочет сформулировать документ вне парламента, на Ассамб-лее, назначенными им людьми. А конституционная реформа без участия парламента - это нонсенс, более того - нужны 300 голосов. И наш вариант - пройти процедуру согласно Конституции, а основные конституционные пункты на референдум не выносить.

- Вы ничего не путаете - разве вопросы внеблоковости, избирательность губернаторов и статус языка - это не Конституционные изменения в конечном итоге?

- Два из трех наших вопросов -  дело внутреннего самоопределения людей. Первый особенно - это языковой вопрос. Мы решили: пусть политики не регулируют его на свой суд - пусть люди определятся - тогда мы будем нарабатывать и конституционные изменения, и изменения, в законодательство. НАТО - это уже давно не оборонный вопрос, а вопрос самоидентификации людей в Украине. Поэтому мы и выносим его на референдум. А действительно прямой конституционный вопрос - об избрании глав администраций всех уровней, чтобы не было вертикали, когда местные советы принимают позитивные решения, правительство выделяет средства на регионы, а губернатор тупо ворует и его нельзя привлечь к ответственности. Вот чтобы этого не было - мы хотим изменить эти нормы Конституции. Мы прекрасно понимаем, что будет страшное сопротивление со стороны президента. И ответ на этот вопрос референдума будет нашим аргументом в дискуссии. А в Украине, я уверен, по этому вопросу нас поддержит 90% граждан. Но, подчеркиваю, - характер этих вопросов исключительно консультативный.

Беседовала Анна НЕСТЕРОВА, Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых