aif.ru counter
28.09.2007 10:46
18

Пилите, Шура, пилите...

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 0. АиФ в Украине 29/09/2007

ФАКТ

Президент Виктор Ющенко сделал шаг от слов к делу: дал Генпрокуратуре поручение стандартизировать процедуру отделения бизнеса от власти, которая в конечном итоге должна быть зафиксирована в соответствующем законопроекте. «АиФ» спросил у экспертов, а что конкретно имел в виду президент? Каким образом будут взаимодействовать «разделенные» власть и бизнес, и можно ли их разделить на самом деле? О том, зачем президент снова поднял на поверхность этот старый вопрос, уже не  спрашиваем. И так понятно: выборы... С одной стороны - лишний повод показать себя как борца за справедливость. А с другой - возможность провести профилактику перед утверждением нового состава парламента: появление олигархов всегда легче предотвратить, чем потом лечить.

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Олександр Татаревский, эксперт Международного центра перспективных исследований.

- Полной независимости власти от бизнеса в природе не существует, так как власть определяет те правила игры, по которым действует бизнес. Абсолютное разделение власти и бизнеса - также невозможно, ведь связи все равно сохраняются. Те представители бизнеса, которые находятся у власти в качестве политиков или же госчиновников, раньше или позже сталкиваются с конфликтом интересов. Именно для этих случаев нужна конкретная нормативно-правовая регламентация: о совмещении должностей, которое может привести к конфликту интересов. Это возможно сделать, приняв Кодекс поведения госслужащего и ряд других законодательных актов. А вот требование распродать свои активы при приходе к власти, во-первых, незаконно, а, во-вторых, не предотвращает связей власти с бизнесом.

И все-таки в этом ничего плохого нет. Если определенный  представитель бизнеса у власти отстаивает интересы бизнеса в целом, а не только конкретно своего, то это - хорошо. Вот это и нужно регламентировать - чтобы бизнесмены не радели исключительно за свои корпоративные интересы.

Юрий Якименко, директор политико-правовых программ Центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова.

- Во-первых, нужно определить, что конкретно мы разделяем. Под отделением бизнеса от власти обычно понимают создание таких условий, которые бы сделали невозможным использование госслужащими своих полномочий в личных целях. Можно использовать полномочия в общественных целях, но не в корпоративных. Считаю, что нужно в этом смысле более четко регламентировать деятельность публичных государственных деятелей: госслужащих, высокопоставленных должностных лиц и народных депутатов. Все они являются теми, кто выступает от имени государства и общества. Поэтому они не могут и не должны представлять интересы узких кругов.

В США, к примеру, определено, как поступать, если наступает конфликт интересов. Человек может сам «дисквалифицировать» себя: обратиться к руководству о наличии конфликта и неправомочности принимать участие в рассмотрении дела. Также можно передать акции своего предприятия в управление так называемому «слепому фонду», не знающему, кто владелец. Третий вариант - это декларирование своих активов и активов своих ближайших родственников, над которыми ведут контроль соответствующие службы, в том числе правоохранительные. В американской госслужбе даже есть специальное ведомство под названием «Офис по правительственной этике», который занимается исключением влияния личных или корпоративных интересов на обязанности и принятие решения госслужащими. В отличии от американского законодательства, в украинском даже нет определения понятия «конфликт интересов».

Справка «АиФ»

Попытка ввести понятие «конфликт интересов» в украинскую нормативно-правовую базу была предпринята в законопроекте «Об основах борьбы с коррупцией». В нем конфликт интересов определяется как «противоречие публичных и частных интересов лица, уполномоченного на выполнение функций государства, в случае возникновения которого лицо не выполняет или не надлежащим образом выполняет должностные обязанности».

КСТАТИ

По закону, надзором за соблюдением и применением законов должна заниматься Генпрокуратура. А вот о выполнении этим органом каких-либо поручений президента по разработке законопроектов и других документов ни в Конституции, ни в Законе «О прокуратуре» не сказано.

ВЫВОДЫ «АиФ»

Мировая практика подтверждает, что правильное построение отношений между властью и бизнесом идет на пользу и государству, и самому бизнесу. Четкая законодательная регламентация этих отношений способна предотвратить коррупцию, а ее отсутствие создает почву для влияния корпоративных интересов на принятие государственных решений. Возможно, именно об этом говорил президент, давая поручение прописать «разделение» власти и бизнеса. Вот только в живучесть предвыборных инициатив президента почему-то верится слабо, тем более что первый опыт «разделения» Ющенко предпринял, будучи на пике силы - в начале президентского срока.

Юрий ОНЫШКИВ, Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых