aif.ru counter
19.09.2007 14:48
35

Покемоны forever, или Кто заменит Красную Шапочку?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ в Украине 19/09/2007

Чтобы чадо не отвлекало своих родителей от важных дел - зарабатывания денег и бега по карьерной лестнице, - в маленькие ручонки вкладывается пульт. Воспитанием ребенка занимается телевизор.

Что современное телевидение может предложить детям? Большинство национальных телеканалов не готово посвящать подрастающему поколению более 1% эфирного времени. А то, что малышам удается увидеть, вряд ли может посеять в их сердцах «доброе и вечное». Ведь насилие, агрессия и вполне взрослые «разборки» уже прокрались и в детскую анимацию. Теперь мультфильмы не создают «своеобразный детский мир», а просто продуцируют уменьшенную копию мира взрослых.

Психологи считают, что фильмы и мультфильмы, которые копируют взрослую жизнь и пропускают ее через уменьшающую призму, эмоционально опустошают ребенка, а игра, порожденная такой мультипликацией, лишена новизны и пользы. Как результат - мы имеем дело с «роботизированным ребенком», привязанным к экрану, восхищающимся всемогущими героями мультфильмов и фильмов. Не зря психологи называют современные мульт-фильмы «машиной, подавляющей индивидуальность».

 Нельзя обойти стороной криминальные сериалы и популярные взрослые передачи, которые зачастую смотрят всей семьей. Уже не раз милиционерам приходилось сталкиваться с проделками малолетних членов «бригады». А результаты социологических исследований, проведенные агентством детского маркетинга Kids Market Consulting, вызывают смех сквозь слезы - одной из своих самых любимых передач дети назвали «Окна» Дмитрия Нагиева.

Наши дорогие мультфильмы

Так почему же никто не приходит на смену 30-летней давности «Красной Шапочке» и почти 40-летнему «Чебурашке»?

Причина банальна - нет денег. Сегодня намного дешевле купить иностранный телепродукт, чем создать и раскрутить свой собственный. Создание 1 секунды мульт-фильма стоит не менее 100 долларов. Национальные каналы готовы купить права, но платят в среднем 10 долларов за минуту. Поэтому, завоевывая главные призы на международных фестивалях, отечественные мультфильмы сразу уезжают на Запад. Например, мы так и не увидели на экранах телевизоров нашумевший пластилиновый мультик «Шел трамвай №9», который получил главный приз на международном кинофестивале «Серебряный Медведь». А ведь его создатель - наш соотечественник Степан Коваль.

С другой стороны, телевизионные каналы и не спешат «омолаживать» аудиторию. Ведь во время детского телевещания запрещено показывать рекламу, а это мешает телекомпаниям зарабатывать.

Многочисленные призы, полученные отечественными режиссерами на международных фестивалях, свидетель-ствуют о том, что в Украине есть кому создавать добрый качественный продукт для детей. Да и самим детям, как правило, нравится смотреть хорошие отечественные фильмы и мультфильмы.

Глава правления ЗАТ «Телекомпания «ТЕТ» Григорий Тычина считает, что в целом мультфильмов, в том числе и отечественных, на его канале достаточно. «Хотя очень новых украинских мульт-фильмов действительно маловато, - рассказал он «АиФ». - Вот, сделали «Лиса Микиту» - и это стало настоящей сенсацией. А если взять наш слот «Вечірній мультик» - анимационный сериал про приключения Кота Выкрутаса (производ-ство Львовской студии), то он уже много месяцев подряд остается самой рейтинговой детской передачей».

«Государство детством не интересуется»

Практически во всех развитых странах мира существуют законы, предписывающие национальным каналам посвящать определенный (и немалый!) процент своего эфирного времени детям. Кроме того, в этих странах существуют государственные детские каналы, о которых Украине пока остается только мечтать.

«Министерство культуры должно проводить конкурсы киносценариев для детских фильмов, - поделился мыслями с «АиФ» Евгений Шишкин - режиссер, сценарист и продюсер короткометражных детских фильмов. - Существует множество способов мобилизовать средства для реализации самых удачных сценариев - например, отчислять определенный процент от продажи импортной телепродукции. А затем, в законодательном порядке, необходимо обязать телеканалы показывать отечественную детскую продукцию. К сожалению, сегодня наше государство детством не интересуется».

Старые фильмы - новые дети

Почему-то многие думают, что современным детям нравится смотреть фильмы и мультфильмы с большим количеством драк и убийств. Да просто мы, взрослые, их к этому приучили. Родители любят это смотреть, а дети, как известно, любят копировать взрослых.

На одном из ежегодных фестивалей детского кино в «Артеке» юные зрители (около 4 тыс. человек), проголосовав, сняли с конкурса фильм только потому, что посчитали его «жестоким».

Президент кинофестиваля «Артек», известный украинский режиссер Олег Борисович Фиалко сообщил нам: «Сегодня в Украине не существует ни одной детской киностудии: создание фильмов - нерентабельное занятие. Но государство мало интересует эта проблема. А ведь страну, в которой детям не уделяется должного внимания, можно считать обреченной. Мы не можем повсеместно предлагать новым поколениям старые советские фильмы, какими бы качественными они ни были. На одном из кинофестивалей в «Артеке» девочка, член малого жюри, выразила свое мнение о классике советского кинематографа, фильме «Офицеры». Она сказала, на мой взгляд, гениальную фразу: «Знаете, это, наверное, очень хороший фильм. Но он же снят в прошлом тысячелетии!»

Мнение эксперта

На вопрос, каким должен быть современный детский телепродукт и какие черты он должен воспитывать в маленьком гражданине Украины, нам ответила кандидат педагогических наук Сгадова Валентина Васильевна:

«Любому ребенку нужен идеал, пример для подражания, герой, на примере которого можно воспитывать в себе те или иные черты. Новое общество и новое время диктуют свои правила. Герой современности - это успешный, здоровый, целеустремленный, самоорганизованный, коммуникабельный человек, уверенно шагающий по жизни и по карьерной лестнице. Если нам нужны такие люди, то эти черты необходимо культивировать с детского возраста. И, конечно же, не последнюю роль здесь играет телевидение. Давайте показывать детям успешных, положительных, делающих добро людей, посред-ством мультяшных (и не только) персонажей. Рассказывать о путях самосовершенствования, самообразования, о работе над своим имиджем. Давайте создавать фильмы и мультфильмы, в которых ребенок узнает о том, о чем уже давно твердят западные психологи: не только слова и действия, но и мысли имеют огромное значение для жизни и здоровья человека. Если нам нужны патриоты, то давайте учить ребенка любить свой дом, свой двор, свой город и, как результат, свою страну. И, конечно же, не следует забывать о вечных духовных ценностях, которые пропагандировались в добрых советских фильмах, - чистая любовь, крепкая дружба, добро, честность и справедливость».

Юля ЩОРС

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых