aif.ru counter
19.09.2007 13:56
38

Петр Мирошников: «Метро без дотаций не обойдется»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. Общество 19/09/2007

Бывший президент нефтяной компании, а ныне начальник КП «Киевский метрополитен» Петр Мирошников cобирается построить 20 новых станций, приучить пассажиров к бесконтактным карточкам и повысить зарплату работникам метро.

33 копейки

- Петр Владимирович, пассажиры подземки каждый раз с опаской ждут конца месяца - вдруг подорожает проезд? Тем более что киевляне понимают: 50 копеек - заниженный тариф. Может, пора привести стоимость проезда в соответствие с рынком?

- Сегодня поездка одного пассажира обходится метрополитену в 1,78 гривен, тогда как платят киевляне в среднем по 33 копейки. Но даже если поднять тариф до уровня себестоимости, решить все проблемы метрополитена все равно не удастся. В лучшем случае мы сможем покрыть только расходы предприятия, а на развитие денег уже не хватит. Поэтому нам муниципальные дотации просто необходимы.

- Не пытается ли городская власть избавиться от таких расходов и все-таки поднять стоимость проезда в метро?

 - Пока таких предпосылок нет. Но для того чтобы они не появились в дальнейшем, «Киевскому метрополитену» необходимо заключить с КГГА официальный договор о перевозке пассажиров. В проекте документа прописано, что метрополитен берет на себя обязательство перевозить 630 миллионов человек в год, а КГГА за это платит денежную компенсацию. Кстати, «Киевский метрополитен» впервые заключает такой договор с властями.

Пробки виноваты

 - Известно, что в ближайшие четыре года в столичном метрополитене планируется построить двадцать новых станций - то есть по 4-5 станций в год. Реально ли выдержать такие темпы?

 - Придется. Ведь мощность нашего метрополитена уже давно не отвечает потребностям киевлян - сегодня она в 1,5 раза превышает проектную. А на Троещине и Теремках и вовсе нет метро, хотя по прогнозам, в ближайшее десятилетие население этих районов увеличится до 600 тысяч человек. Кроме этого, наметилась и другая тенденция: из-за пробок на дорогах «подземкой» стали пользоваться даже владельцы машин.

- А средств на строительство хватит? 

- К счастью, развитие метрополитена очень щедро финансируется властями. На эти цели только в этом году столичная власть запланировала выделить 1,157 млрд. грн. Для справки: строительство каждой станции и подводящего к ней участка тоннеля обходится в 600-800 миллионов гривен. Зато по другим направлениям деятельности мы с трудом собираем копейки. Как говорится, «без штанов, но с дорогими часами». Например, убытки от проезда льготников в этом году составили 170 миллионов гривен. Правда, КГГА тоже обещает их компенсировать из городского бюджета.

- Какая станция метро будет открыта в этом году?

- В этом году мы успеем только провести тендеры на строительство второго выхода на станции «Вокзальная». А вот в следующем планируем открыть три новых станции на Куреневско-Красноармейской линии: «Демеевскую», «Голосеевскую» и «Васильковскую».

- Когда, наконец, откроется «Львівська брама»?

 - Планируем ее сдать не раньше 2012 года. Тут есть проблема - до сих пор не принят проект реконструкции Львовской площади. Поэтому мы решили выход новой станции спроектировать самостоятельно, разместим его возле Дома художника. А инвесторы пусть потом «подгоняют» под нее свои проекты.

- Пора бы и вагоны поменять - некоторым из них уже больше 45 лет. 

- Это правда, и устарели они не только физически, но и морально. Поэтому уже до конца этого года мы закупим 22-24 новых вагона. А до 2020 года в киевском метро будет ездить уже 800 новых вагонов. Каждый такой вагон стоит 8 миллионов гривен - для нас это очень большие деньги, особенно если учесть объемы будущих закупок. Чтобы уменьшить расходы, в дальнейшем хотим наладить производство вагонов в Киеве, купив лицензию у одного из крупных мировых производителей.

Пригород спасает

- Часто в часы пик на станциях метро из двух-трех касс работает только одна. Как вы это объясните?

- Скорее всего, просто не хватает людей. Ведь средняя зарплата кассира - 800 гривен. Работать за такие деньги желающих немного. Частично решить эту проблему поможет введение в оборот в 2008 году бесконтактных проездных карточек.

- Как вам при таких зарплатах удается удерживать персонал?

- В основном, нас спасают жители пригорода - они пока согласны мириться с невысокими заработками. Но зарплаты в «Киевском метрополитене» - это действительно проблема. В 90-е годы работник метро получал в 1,5 раза больше, чем в среднем по Киеву. В 2006-м они скатились до уровня «ниже среднего». Это несправедливо, особенно если учесть, что 80% наших сотрудников работают во вредных условиях. Поэтому я считаю своим долгом добиться повышения зарплат работникам метро.

- А туалеты и урны на станциях появятся?

- Нет, конечно. Метрополитен - объект повышенной опасности, и ни туалетам, ни тем более урнам в нем не место. Мы не имеем права не учитывать трагический опыт московского, лондонского и токийского метро. В Киеве пассажир находится на территории метрополитена в среднем не более получаса - согласитесь, что с туалетом можно и «потерпеть». А урны у нас стоят возле каждого выхода из станции.

 - Что заставило вас оставить солидный нефтяной бизнес и заняться убыточным метрополитеном?

 - Не смог отказать Леониду Черновецкому. Он хорошо знаком с моим опытом антикризисного управления, а для меня чем грандиозней задача - тем интересней с ней справиться. Ведь темпы развития метро, заданные мэром, не имеют аналогов не только в странах бывшего Союза, но и Европы. Они соизмеримы только с темпами строительства метрополитенов стран быстрорастущей Азии и Китая. Проект красивый и амбициозный. А это захватывает! 

Светлана ТОРШИНА, Лина МИРОШНИКОВА

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых