aif.ru counter
12.09.2007 13:58
26

Денежный урок

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. Общество 12/09/2007

С нового года каждая пятая  киевская школа начнет жить по новым правилам. Как уже писал «АиФ», городские власти решили в качестве эксперимента доверить распоряжение финансами педколлективам, а не как обычно районным администрациям. Принесет ли это должный эффект - большой вопрос.

Суть эксперимента заключается в том, чтобы предоставить директорам школ и их коллективам возможность самим решать, на что и в каких объемах тратить бюджетные средства. То есть доверить им решение вопросов закупки продуктов, учебников, спортивного инвентаря, найма охранников, уборщиц, учителей, определения размеров зарплат. Инициатор эксперимента, КГГА, считает, что прямое финансирование избавит учебные учреждения от необходимости каждый раз выпрашивать у рай-онных властей деньги на текущие нужды.

Однако эффективно распоряжаться  деньгами не каждому дано. Чтобы успешно справиться с задачей, директор должен быть и менеджером, и юристом одновременно. А таких уникальных специалистов среди киевских директоров единицы. «Возьмем обыкновенную закупку продуктов питания для школьной столовой, - рассуждает председатель  Киевской городской организации Профсоюза работников образования и науки Украины Александр Яцунь. - Директор, в отличие от специалиста, который годами работал в управлении образования именно в этом нап-равлении, может не знать, какие цены можно считать нормальными, как проверить качество товара, подходит ли детям тот или иной сок. Малейшая ошибка может стоить неопытному в этих вопросах руководителю большим скандалом».

Этот пример - не плод воображения профсоюзного деятеля. В Киеве уже достаточно негативных примеров.

«В нашем районе в 90-е годы в двух школах, №№131 и 198, уже пытались ввести подобную схему финансирования, - вспоминает  зампредседателя  Святошинской РГА по гуманитарным вопросам Наталья Пазенко. - Эксперимент оказался неудачным: против директоров несколько раз возбуждались уголовные дела - то он не те товары закупил,  то неправильно  зарплату кому-то начислил. В школу один за другим наведывались проверяющие из прокуратуры». 

Эксперимент в Святошине закончился провалом: оба директора попросили освободить их от управления финансами, и школы вернулись под крыло районных властей. Н. Пазенко считает, что и на этот раз, если власти поспешат с реформой, результат может оказаться отрицательным. 

«Для начала директоров необходимо многому научить, - говорит Н. Пазенко. - Ведь кроме бухгалтера они никого не могут себе взять в помощники: ни менеджера, ни финансиста».

Впрочем, не во всех учебных учреждениях эксперимент заканчивался крахом. Например, начиная с 1991 года, в режиме автономного финансирования функционируют все 47 учебных заведений Деснянского района.  Директор школы №247 и филолог по образованию Татьяна Шкрид,  как никто другой знакома с трудностями, которые влечет за собой  экономическая независимость. «Обидней всего то, что, несмотря на двойную нагрузку, директору доплаты не положены», - говорит она.

  К тому же не особо балуют школы и денежные доноры. Из практики Т. Шкрид известно, что  95% средств  уходит на зарплату учителям, и только 5%  - на ремонт помещений и развитие научно-технической базы.

Каким окажется новый эксперимент, стартующий в Киеве с нового года, покажет время.

Азад Сафаров

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых