aif.ru counter
12.09.2007 15:16
41

За ГОСТом загвоздка

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. АиФ в Украине 12/09/2007

Форма консенсуса

Андрей Нелепов, директор Департамента потребительской политики, защиты прав потребителей и госнадзора:


- Технические стандарты появляются в ответ на запросы экономики. Сегодня разработкой ГОСТов занимаются специальные технические комитеты. Они представляют интересы трех заинтересованных сторон - потребителей, производителей и Госпотребстандарта. Процедура стандартизации позволяет всем сторонам принимать равное участие в разработке стандартов. На данный момент мы сотрудничаем с производителями, непосредственно столк-нувшимися с закладываемыми в нынешние правила условиями. Сейчас активнее всех в процесс включены те производители, которые работают в сферах с большим спросом - в первую очередь, в сфере продуктов питания. Но опыт показывает, что активность других производителей также будет расти - ведь участвуя в формулировании стандарта, они заранее узнают, каким он будет, и смогут учесть это, составляя план развития компаний.

Лариса Черныш, начальник отдела стандартизации и сертификации ООО «Сандора»:

- Производителям необходимо участвовать в заседаниях технических комитетов. Потому что им потом придется работать по утвержденным стандартам. А формулируя эти стандарты, они учитывают перспективу их применения для выпуска высококачественной продукции. Наша компания входит в ТК-154, также в нем принимают участие представители Мин-здрава и других государственных служб, производители. ТК-154 разработал стандарт на термины (сроки). Этот стандарт был очень нужен - прежний устарел. Мы вместе обсуждали проект, затем знакомились с предварительной версией документа, а уже на заседании вносили последние изменения и принимали окончательный вариант. Это был очень важный вопрос, потому что маркировка продукции должна соответствовать законодательным требованиям, которых обязаны придерживаться все.

Марина Кононенко, руководитель отдела закупок и производственного планирования Интеррыбфлот, ТМ «Аквамарин»:

- У наших производственников есть замечания к органам стандартизации. В целом мы довольны сотрудничест-вом, но хотелось бы, чтобы разработчики стандартов учитывали реальные возможности производства. Мы не можем изменить производст-венный процесс в одну минуту. Если закон или документ, принятый в июне, вступает в силу в июле, вы ставите производителей под удар. Перестроить технологию в такие сроки невозможно. Так что хотелось бы, чтобы ТК учитывали реалии производства.

А. Нелепов: Стандартизация - это поиск консенсуса. Мы стараемся слышать всех, проводим специальные семинары, на которых узнаем проблемы производителя. С потребителем контакты у нас слабее, хотя он - одна из сторон, заинтересованных в определениях стандартов.

Гарантия в кошельке

Валентин Безрукий, президент НИЦ независимых потребительских экспертиз «ТЕСТ»:

- Уверен, что потребителей гораздо больше волнует идентификация и классификация продукта, а не его ГОСТ. Я считаю, что сегодня ГОСТов достаточно, и не вижу необходимости в их частых изменениях, за исключением необходимости учета новых параметров продукта. Например, при экспорте подсолнечного масла выяснилось, что мы замеряем массу параметров, не интересных Европе, но не учитываем показатели канцерогенных веществ, а там это важно. В данном случае нормативы нуждаются в пересмотре. Кстати, я сомневаюсь, что Евросоюз озабочен адаптацией его и наших ГОСТов - там ждут, что мы просто примем его нормативы.

В целом, мне кажется, чем больше принимается норм, ухудшающих жизнь производителя, - тем хуже потребителю. Ведь производитель переносит на него все свои проблемы. Эффективным контролером я считаю рынок. Некачественный товар не продается. Поэтому только кошелек потребителя заставит производителя повысить качество своей продукции.

Людмила Шатохина, зам- директора Департамента потребительской политики, защиты прав потребителей и госнадзора Госпотребстандарта:

- В стандарте изложена маркировка продукта. Там есть требования к нормированию, к соотношению шрифтов и другой технической информации. Обязательным является также наличие полного наименования продукта. Например, колбаса «Любительская особая» или «Докторская новая» должны быть записаны так, чтобы человек понимал, что это не «Любительская» или «Докторская», к которым он привык с детст-ва. А так - любой товар имеет право на жизнь. То, что цена соответствует достоинству предложенного продукта - это наша победа. Ведь недавно все было в одну цену.

Сейчас самое важное наше требование - в составе продукта обязательно следует указывать все ингредиенты. К сожалению, в 2007 году органы по защите прав потребителей не могут отбирать образцы продуктов у производителя - ис-следование образцов финансирует бюджет, и на эту статью деньги не были выделены.

Но мы контролируем образцы в рознице. Отбираем те, что визуально не соответствуют требованиям. Ведь Закон «О защите прав потребителей предусматривает наказание не только за результаты лабораторных исследований. Если товар не имеет необходимой информации, например, о пищевом красителе, - штраф 30% от стоимости, полученной от продажи этой партии товара.

М. Кононенко: А комитет защищает производителей от фальсификата? Мы сталкиваемся с тем, что нашу марку подделывают. Нам иногда подсказывают об этом покупатели: людей смущает цена и качество продукта. Мы сами находим «чужие» консервы, ориентируясь по ценам. Имитаторы используют береговой продукт - он дешевле, чем заготовка прямо в море, как это делает «Аквамарин», поэтому имеют возможность демпинговать.

Л. Шатохина: У каждой организации свои полномочия. Защита торговой марки от подделок в наши полномочия не входит. Но если вы обратитесь к нам за помощью, мы сможем вместе защитить потребителя от покупки «не той» продукции. У нас есть успешный пример аналогичного сотрудничества. Одна из косметических компаний обнаружила, что 41% и 23% двух ее продуктов в Украине являлись либо подделкой, либо контрабандой. Обратившись в наш комитет, они смогли создать необходимый защитный барьер. Наш тандем даже отметили в ООН.

И все же главная наша забота - это потребители. Отделения нашего департамента есть во всех областях страны. Мы всегда рассматриваем их жалобы и стараемся решить преблемы в положительную сторону.

Рецепт покоя

- Что сейчас необходимо сделать для того, чтобы потребитель был спокоен за качество товара, который он покупает, а отношения производителя и государственного контроля были согласованными и эффективными?

Л. Черныш: Мы выпускаем продукцию по требованиям стандарта и с контролирующими органами никогда не имели конфликтов. Но наши соки активно экспортируются и мы пришли к насущной необходимости унификации стандартов с европейскими. Со своей стороны, мы максимально заботимся о потребителе. Наш товар сертифицирован по международному стандарту BRC, а при сертификации всего производства предприятие получило высшую оценку.

М. Кононенко: Мы заинтересованы в организации законодательной базы. Маркировка - это главное. Европа интересуется нашими эксклюзивными продуктами, такими, как мясо криля, но законодательная база не позволяет в Украине произвести необходимые анализы. Да и требуемого оборудования в стране нет.

Александр Сердюков, начальник управления оценки соответствия Госпотребстандарта:

- Потребитель не должен чувствовать себя забытым. Конституция гарантирует гражданам Украины право на потребление безопасной продукции. Если каждый из производителей вспомнит, что он потребитель, исчезнет повод для беспокойства - качество будет гарантировано.

Подготовила  Анна НЕСТЕРОВА, Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых