aif.ru counter
05.09.2007 10:52
19

Сам себе исполнитель

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ в Украине 05/09/2007

В предвыборный период вопросы качественного и эффективного распределения власти становятся темой номер один. Политики видят проблему по-своему, народ по-своему. О том, как объединить их взгляды, задумались в Блоке Литвина.

Шумовая завеса

Сегодня политики много и шумно спорят о перспективе конституционной реформы. При этом внимание спорщиков в основном сосредоточено на вопросах, связанных с разделением полномочий высшей власти. Шум привлекает внимание народа, отвлекая его от гораздо более близких «болезней», имеющих к нему непосредственное отношение. Речь идет о проблемах власти местного уровня. Ведь именно от решений депутатов местных советов и расторопности чиновников городского и районного уровня в конечном итоге реально зависит жизнь людей. Но политики «высшей лиги» почему-то не торопятся решать проблемы этих органов власти.

Обратить больше внимания на проблемы местного уровня предлагает Блок Литвина. Точнее, блок говорит о необходимости немедленной реформы системы местного самоуправления и введения четкого распределения власти на региональном уровне. По мнению представителей блока, для этого, прежде всего, необходимо ввести разумный порядок отношений между центральным и местным уровнями власти. Судите сами, кто кому и насколько подчиняется сейчас на региональном уровне?

Сначала вспомним: какая власть там вообще существует. Объективно - две. Одна - избранная народом - власть областных и районных советов. Они определяют приоритеты жизни своих территорий и принимают необходимые решения. Но на этом их полномочия заканчиваются. Выполнение решений - это уже другая исполнительная власть, сосредоточенная в областных и районных госадминистрациях. Они подотчетны Киеву, и выполнять или не выполнять решения местных советов - решают по собственному усмотрению. Точнее, в рамках выделенного сверху бюджета - ведь за 35% налоговых сборов, которые остаются сегодня на местах, много не исполнишь.

Партийные варяги

Как местные администрации находят общий язык с Минфином - отдельная история. Достаточно очевидного двоевластия, которое откровенно тормозит все инициативы местных выборных органов, представляющих интересы людей, проживающих в конкретном городе или селе. Здесь еще стоит вспомнить о том, что благодаря действующей части политической реформы в системе местного самоуправления уже нет четкого представительства территориальных громад многих населенных пунктов в районных советах, а в областных советах не представлены многие районы. В Донецком облсовете, например, своих избранников не увидели около 700 тысяч граждан. Случается, что депутаты областных и районных советов даже не живут в громаде, интересы которой они по закону должны представлять. По сути, депутатов местных советов назначают партийные вожди и «спонсоры», а территориальные громады, которые проголосовали не так, как большинство других, просто остаются без своих представителей. Все это последствия пропорциональной системы выборов, когда в совет проходят не представители конкретных мест, а определенная часть закрытого списка политической силы. Выходит, что изменения в законах о выборах нарушают конституционные права граждан. По мнению представителей Блока Литвина, новая система окончательно разрывает связь между представительной властью и территориальной громадой.

Власть - советам

Чтобы «починить» систему связи народа с властью, экс-спикер предложил поднять в новой Верховной Раде вопрос о наделении районных и областных советов исполнительными полномочиями. Инициаторы предлагают оставить за госадминистрациями только контроль соблюдения законности и выполнения общегосударственных функций. Конечно, один передел функций все проблемы не решит. Необходимо также пересмотреть систему финансирования центра и регионов. На местах должно оставаться 60% поступлений в бюджет, а 40% - уходить в центр. Кроме этого, Блок Литвина предлагает уникальные разработки по обеспечению оптимальных бюджетных отношений больших и малых городов, поселков и сел, районов и областей в условиях, когда местное самоуправление получит полномочия исполнительных органов. Учитывая, что качественное функционирование региональной власти служит залогом доверия высшим органам власти, у Блока Литвина в новом парламенте может появиться своя новая и серьезная роль. Не принадлежащий ни к одному из противоборствующих лагерей теперешней власти, блок может стать политической силой, действительно способной консолидировать разношерстный депутатский корпус вокруг своих предложений о реформировании и финансовом обеспечении местной власти.

Валентина Галкина

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых